АНТОЛОГИЯ СОВЕТСКОГО ДЖАЗА. 09. 1986
ВСТРЕЧА . LP (МОЗГ)
ПЕВЦЫ-СОЛИСТЫ
Мелодия М60 47641 003
Matrix / Runout (Side A stamped runout): М60-47641/2-1
Matrix / Runout (Side B stamped runout): М60-47642/2-1
ГОСТ 5289-80 Гр. 3. 2-25
Винил, LP, Моно, 33 1/3, Альбом, сборник,
Страна: СССР
Записан / Выпущен: 1937 - 1940, / 1986
Жанр,стиль: Джаз, ретро, вокал,
mp3 320 кбит/сек. 113 Mb
Продолжительность: 39:03
СОДЕРЖАНИЕ:
СТОРОНА 1
01. Песня машиниста (К. Листов — Т. Волошин) - 02:19
(6910 — 1938 г.) ИЛЬЯ ЗАЛЕВСКИЙ
Джаз-оркестр Центрального Дома культуры железнодорожников,
02. Воспоминание (Е. Петунин — Р. Брансбург) - 03:01
(9302 — 1939 г.) ПАВЕЛ МИХАЙЛОВ
Джаз-оркестр Всесоюзного радиокомитета,
03. Встреча(обр. А. Цфасмана — А. Коваленков) - 02:44
(9301 — 1939 г.) ПАВЕЛ МИХАЙЛОВ
Джаз-оркестр Всесоюзного радиокомитета
04. Катюша (М. Блантер —. М. Исаковский) - 02:40
(8367 —1939 г.) ВАЛЕНТИНА БАТИЩЕВА
Госджаз СССР
05. Весенний вальс (М. Блантер — Я. Блантер) - 02:50
(8370 — 1939 г.) ГЕОРГИЙ ВИНОГРАДОВ
Госджаз СССР
06. Гитара (А. Титов — М. Волжанин) - 02:59
(8914 — 1939 г.) АЛЕКСАНДРА ТИМОШАЕВА
Госджаз СССР
07. Чайка (Ю. Милютин — В. Лебедев-Кумач) - 02:26
(8912 — 1939 г.) АЛЕКСАНДРА ТИМОШАЕВА
Госджаз СССР
СТОРОНА 2
08. Все твое (С. Тартаковский — Н. Южный) - 03:01
(8840 — 1939 г.) КЛАВДИЯ НОВИКОВА
Джаз-оркестр Всесоюзного радиокомитета,
09. Мчатся санки (Я. Хаскин — Я. Родионов) - 02:26
(10287 — 1940 г.) МИХАИЛ МИХАЙЛОВ
Джаз-оркестр Всесоюзного радиокомитета
10. Помню (А. Цфасман — А. Лугин) - 02:54
(9297 — 1939 г.) АНТОНИНА КЛЕЩЕВА
Джаз-оркестр Всесоюзного радиокомитета,
11. Рамона (М. Уэйн — Б. Тимофеев) - 02:54
(10247 — 1940 г.) КАЗИМИР МАЛАХОВ
Джаз-оркестр Всесоюзного радиокомитета,
12. Песня парашютистки (3. Левина — Т. Спендиарова) - 02:58
(5539 — 1937 г.) ЭДИТ УТЕСОВА
Государственный Эстрадный Оркестр РСФСР,
13. Толстяк (К. Листов — В. Гранов) - 02:26
(ЛЭФ 2679 — 1939 г.) ЭДИТ УТЕСОВА
Государственный Эстрадный Оркестр РСФСР, Аркадий Котлярский
14. Снова пою (музыка и слова В. Семенова) - 03:08
(5795 — 1937 г.). ВАДИМ КОЗИН
Джаз-оркестр Эмиля Кемпера,
Если познакомиться с афишами джазовых оркестров середины 30-х годов, нельзя не заметить, что все они «красной строкой» объявляли руководителя и... певцов-солистов. Имена многих из них перекочевывали с одной на другую, делались порой «приманкой», на которую шел зритель. Бытовавшее в те годы изречение «патефон без тенора — не патефон» легко распространялось и на эстраду.
Расширение концертной деятельности привело к тому, что джаз-оркестры были вынуждены искать пути для создания зрелищных программ, позволяющих с разных сторон продемонстрировать слушателям возможности нового вида музыкального творчества. Прибегая к театрализации, призванной иной раз весьма наивно с помощью конферанса или условного «сюжетного хода» придать цельность разрозненным номерам, джазовые коллективы исполняли не только оркестровые пьесы с сольными партиями для трубы или саксофона, не только инструментальные фантазии
на темы народных мелодий, но и песни, написанные в танцевальных ритмах.
Удельный вес последних в выступлениях на эстраде рос день ото дня. Обильно представленные в репертуаре «бестекстовые» танго, фокстроты, румбы остались главным образом для записи на пластинки или исполнения в танцевальном зале. Им все чаще отводилась утилитарная роль — служить не столько для слушания, сколько для сопровождения бытового танца.
Вместе с тем руководители лучших джазовых ансамблей, приглашая певцов, популярность которых часто возрастала не-
пропорционально их дарованию, стремились не просто удовлетворить пристрастия публики. Они вводили в джаз человеческий голос как особую оркестровую краску, не сводя при этом функцию ансамбля к аккомпанементу. По точному наблюдению одного из лучших «практиков» джаза композитора Александра Варламова, «главная задача текста песенок в этом случае — служить для выражения содержания и настроения оркестровых произведений, помочь найти характер исполнения».
И хотя джаз нередко использовался для сопровождения массовых, в большинстве своем маршевых песен, основной его
сферой была лирика. Свидания с любимым, ожидания новых встреч, воспоминания о счастливых днях, письма с заверениями в верности, обещания помнить вечно того, кто сердцу дорог, все это составляло тематический круг песен, радостных и грустных, веселых и печальных, шутливых и нежных.
Танцевальный ритм, джазовый характер инструментовок диктовал и манеру исполнения. Складывалась она не легко и не сразу. Не случайно, ознакомившись с программой показа джаз-оркестров, который в конце 1936 года прошел в Москве, один из ветеранов советского джаза, ныне известный кинодраматург Евгений Габрилович писал: «Джазовое пение — особое пение. Несколько приглушенное, оно очень лирично, очень проникновенно. Форсированный звук, величественное фермато здесь ни при чем. Однако многие джазы идут именно по пути такого «величественного» пения... Чувствительное «бельканто» никакого отношения к джазовому пению не имеет».
Пластинка «Встреча» представляет некоторых солистов, демонстрирующих джазовое пение таким, каким оно сложилось ко второй половине 30-х годов.
Жизнерадостная «Песня машиниста» типична для репертуара джаз-оркестра Центрального Дома культуры железнодорожников. Художественным руководителем этого коллектива был Леонид Утесов. Дирижер — Дмитрий Покрасс. Записал песню 20 апреля 1938 года Илья Залевский, выступавший в театрализованных программах железнодорожного джаза в роли начальника станции.
Один из популярных исполнителей лирический тенор Павел Михайлов концертировал с оркестрами С. Жака, В. Кнушевицкого, А. Полонского. Немало песен спел он и с джаз-оркестром Всесоюзного радиокомитета под управлением Александра Цфасмана. Две из них, записанные 5 августа 1939 года в обработке Цфасмана, — медленный фокстрот «Воспоминание» и вальс-бостон «Встреча» — вошли в программу этого выпуска «Антологии советского джаза».
Валентина Батищева в 30-е годы выступала с джазовыми ансамблями, работавшими в фойе кинотеатров, на эстраде круп-
нейшего в ту пору ресторана столицы «Москва». В Госджаз СССР ее пригласил дирижер оркестра В. Кнушевицкий. Певица явилась, первой исполнительницей «Катюши» М. Блантера и М. Исаковского, ставшей образцом советской песенной классики. Записана 2 января 1939 года.
Лауреат Первого всесоюзного конкурса вокалистов Георгий Виноградов известен не только как талантливый интерпретатор оперного репертуара и романсов русских композиторов прошлого века, но и как певец, мастерски поющий эстрадные песни, написанные в танцевальных ритмах. Виноградов охотно сотрудничал со многими музыкальными коллективами — оркестрами А. Цфасмана, Е. Розенфельда, В. Кнушевицкого, позже — с джазом Белорусской ССР. «Весенний вальс» он записал с Госджазом СССР 7 января 1939 года. Постоянно выступала с Госджазом солистка Большого театра
Александра Тимошаева. В ее исполнении 20 апреля 1939 года были записаны танго «Гитара» и вальс «Чайка», впервые прозвучавший в фильме «Моряки» и сразу завоевавший огромный успех у любителей лирической песни.
Возглавивший в сентябре 1939 года джаз-оркестр Всесоюзного радиокомитета Александр Цфасман неустанно привлекал
к участию в концертах, идущих в эфир, и для записи на пластинки новых певцов-солистов. Несколько произведений исполнила с его ансамблем звезда Московского театра оперетты Клавдия Новикова. Одно из них — фокстрот «Все твое» (4 апреля 1939 г.) представлено в программе.
Фокстрот «Мчатся санки» и танго «Помню» в сопровождении цфасмановского коллектива спели начинающий певец Михаил Михайлов (1 июня 1940 г.) и делающая в те годы первые шаги в вокальном жанре солистка Всесоюзного радиокомитета Антонина Клещева (5 августа 1939 г.).
Казимир Малахов выступал с нарождавшимися джаз-оркестрами с конца 20-х годов. Успех певцу, совмещавшему любовь к эстрадной песне с увлечением футболом (Малахов был известным полузащитником), принесло танго О. Строка «Черные глаза».Вальс-бостон Мэри Уэйн «Рамона» певец записал с джазом под управлением А. Цфасмана 11 мая 1940 года.
Эдит Утесова пришла в оркестр, возглавляемый ее отцом, после окончания студии при театре им. Евгения Вахтангова. С большой выдумкой инструментованная Николаем Минхом «Песня парашютистки» — одна из первых записей Эдит Утесовой для пластинок (17 августа 1937 года). Шуточная песня «Толстяк» входила в театрализованную программу, поставленную в 1939 году к десятилетию утесовского ансамбля. Соло на саксофоне, как и «партию толстяка», исполнил Аркадий Котлярский.
Завершает этот выпуск «Антологии» Вадим Козин, разносторонний талант которого не умещается в рамки джазового пения. Козин с блеском пел старинные цыганские песни, русские романсы и сочинения современных авторов. Вальс «Снова пою» в инструментовке Николая Игнатьева он записал с джаз-оркестром Эмиля Кемпера 10 сентября 1937 года.
Глеб Скороходов
Для составления программы были использованы пластинки, хранящиеся в Государственном архиве звукозаписей, в Ленин-
градском музее театрального и музыкального искусства, а также у коллекционеров Б. Метлицкого из Ленинграда, М. Мангушева из Ростова-на-Дону и В. Марковского из Винницы, которым Студия выражает благодарность.
Предыдущие выпуски «Антологии советского джаза»
М60 45827 006 «Первые шаги». Записи 20 — 30-х годов.
М60 46115 001 «Голубая ночь». Джаз-оркестр п/у Я. Скоморов-
ского. Записи 30-х годов.
М60 46471 007 «Парад». Записи 30-х годов.
М60 46561 006 «Игра на пальцах». Джаз-оркестр п/у А. Цфасмана.
Записи 30-х годов.
М60 `46635 001 «Люби меня». Джаз-оркестр п/у Л. Утесова.
Записи 30-х годов.
М60 46695 005 «Пой мне!». Вокальные джаз-ансамбли. Записи
30 — 40-х годов.
М60 47409 005 «Мне грустно без тебя». Солисты-инструмента-
листы. Записи 30 — 40 годов.
М60 47467 009 «Укротитель змей». Государственный джаз СССР,
дирижер В. Кнушевицкий. Записи 30 — 40-х годов.
Реставратор Т. Павлова.
Редактор Г. Скороходов
Художник Б. Дударев
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ СССР
Всесоюзная фирма грампластинок
(С) "Мелодия", 1986
Всесоюзная студия грамзаписи. Записи 1930-х — 1940-х годов
Московский опытный завод грамзапись
Зак. 769. Тир. 10000 Арт. 11-1 Цена 2 руб. 50 коп.
Оцифровка: gar_kir (rutracker.org)
СПАСИБО!!!
Комментариев нет:
Отправить комментарий