АНТОЛОГИЯ СОВЕТСКОГО ДЖАЗА. 3. 1986
ПАРАД. LP (АОЛЗГ)
Мелодия М60 46471 007
Matrix / Runout (Side 1): М60-46471/2-1
Matrix / Runout (Side 2): М60-46472/2-1
ГОСТ 5289-80 Гр. 3. 2-25
Винил, LP, Моно, 33 1/3, Альбом, Сборник,
Страна: СССР
Записан / Выпущен: 1937 - 1940 гг. / 1986 г.
Жанр,стиль: Джаз, Биг Банд,
mp3 320 кбит/сек. 118 Mb
Продолжительность: 39:37
СОДЕРЖАНИЕ:
СТОРОНА 1
01. Звуки джаза (А.Цфасман) / Sounds of Jazz (A.Tsfasman) (6376 - 1938 г.) - 02:53
Джаз-оркестр под управлением А.Цфасмана / Jazz Orchestra directed by A.Tsfasman
02. Неудачное свидание (А.Цфасман - В.Трофимов) / Unhappy Rendezvous (A.Tsfasman - V.Trofimov) (5924 - 1937 г.) - 03:00
Джаз-оркестр под управлением А.Цфасмана / Jazz Orchestra directed by A.Tsfasman
03. Джозеф (С.Кан, С.Чаплин) / Joseph (S.Calm, S.Chaplin) (9107 - 1939 г.) - 02:44
Джаз-оркестр под управлением А.Цфасмана / Jazz Orchestra directed by A.Tsfasman
04. Я в хорошем настроении (А.Цфасман) / In a Good Mood (A.Tsfasman) (9191 - 1939 г.) - 03:07
Джаз-оркестр под управлением А.Цфасмана / Jazz Orchestra directed by A.Tsfasman
05. Свит су (В.Янг) / Sweet Sue (W.Young) (6408 - 1938 г.) - 02:23
Джаз-оркестр под управлением А.Варламова / Jazz Orchestra directed by A. Varlamov
06. Луна (Р.Роджерс - Н.Коваль) / Blue Moon (R.Rogers - N.Koval) (6412 - 1938 г.) - 03:04
Джаз-оркестр под управлением А.Варламова / Jazz Orchestra directed by A. Varlamov
07. Дикси-ли (обр. А.Варламова) / Dixie Lee (arr. by A.Varlamov) (6423 - 1938 г.) - 02:33
Джаз-оркестр под управлением А.Варламова / Jazz Orchestra directed by A. Varlamov
СТОРОНА 2
08. Джаз-болельщик (обр. О.Кандата - В.Лебедев-Кумач) / Jazz Fan (arr. by O.Kandat - V. Lebedev-Kumach) (ЭЗ 407 - 1939 г.) - 03:05
Джаз-оркестр под управлением Л.Утесова / Jazz Orchestra directed by L.Utesov
09. Искушение (Н.Браун) / Temptation (N.Brown) (7341 - 1938 г.) - 02:46
Джаз-оркестр под управлением Л.Утесова / Jazz Orchestra directed by L.Utesov
10. Одиночество (Д.Эллингтон) / Solitude (D.Ellington) (9342 - 1939 г.) - 02:54
Джаз-оркестр под управлением Л.Утесова / Jazz Orchestra directed by L.Utesov
11. По волнам (обр. А.Котлярского) / In the Waves (arr. by A.Kotlyarsky) (934З - 1939 г.) - 02:40
Джаз-оркестр под управлением Л.Утесова / Jazz Orchestra directed by L.Utesov
12. Первый поцелуй (обр. И.Жака) / The First Kiss (arr. by I.Jacque) (5766 - 1937 г.) - 02:22
Джаз-оркестр под управлением Я.Скоморовского / Jazz Orchestra directed by Ya.Skomorovsky
13. Блюз (М.Феркельман) / Blues (M.Ferkelman) (10112 - 1940 г.) - 03:08
Джаз-оркестр под управлением Я.Скоморовского / Jazz Orchestra directed by Ya.Skomorovsky
14. Моя красавица (С.Секунда, Ш.Брукс) / My Beauty (S.Sekunda, Sh.Brooks) (10115 - 1940 г.) - 02:51
Джаз-оркестр под управлением Я.Скоморовского / Jazz Orchestra directed by Ya.Skomorovsky
Очередная пластинка серии «Антология советского джаза» представляет
собой сборник популярных оркестровых пьес в исполнении известных
джаз-оркестров, которыми руководили Александр Варламов, Яков Скоморовский,
Леонид Утесов, Александр Цфасман. Произведения, включенные в программу,
были сравнительно недавно переизданы на дисках, посвященных тому или иному
джазовому коллективу. Собранные вместе, они демонстрируют не только
достижения джаз-оркестров 30-х годов, но и разнообразие их почерков,
творческой манеры, плодотворные поиски самобытности.
В числе черт, в равной степени характерных для представленных на пластинке ансамблей, нельзя не отметить особые качества джазового исполнительства. В каждом сыгранном произведении явственно ощущается энтузиазм, воодушевленность, заразительная веселость пли открытая грусть музыкантов, неподдельно влюбленных в звучащую в эту минуту пьесу, вкладывающих в нее, что называется, душу.
«Парад» открывает джаз-оркестр под управлением Александра Цфасмана. Один из пионеров советского джаза, Цфасман организовал свой ансамбль, в который вошло семеро музыкантов, в декабре 1926 года. Первое выступление АМА-джаза (так именовался оркестр в ту пору) состоялось несколько месяцев спустя, а в декабре 1928 года ансамбль впервые записывается на пластинки. Восемь танцевальных пьес, появившихся на хрупких дисках в течение года, положили начало дискографии Цфасмановского джаза, включающей сегодня более ста произведений.
К 1934 году коллектив Александра Цфасмана увеличивается почти вдвое. В его репертуаре появляются произведения советских авторов, прежде всего самого руководителя, талантливого дирижера, пианиста, композитора. С оркестром, в состав которого входили Николай Бучкин, Андреи Романенко, Михаил Фрумкин — трубы, Иван Ключинский, Анатолий Миловидов — тромбоны, Николай Буров, Михаил Ланцман, Александр Ривчун — саксофоны, Лев Беймшлаг, Исаак Робей — скрипки, Игорь Гладков — аккордеон, Иван Бачеев — ударные, Александр Цфасман записал два получивших наибольшую популярность произведения, ставших советской джазовой классикой: «Неудачное свидание» (11 октября 1937 года) образец цфасмановского диксиленда и фокстрот А. Цфасмана «Звуки джаза» (8 января 1938 года), долгие годы бывшие «визитной карточкой» ансамбля.
В январе 1939 года Цфасман становится художественным руководителем и дирижером джаз-оркестра Всесоюзного радиокомитета. Две пьесы, вошедшие и программу пластинки, фокстрот С. Кана и С. Чаплина в цфасмановской обработке «Джозеф» (30 мая 1939 года) и танцевальная пьеса Цфасмана «Я в хорошем настроении» (4 июня 1939 года) записаны этим коллективом, в котором играли Виктор Быков, Марк Савыкин — трубы, Иосиф Давид, Тойво Кохонси, Михаил Фурсиков — тромбоны, Александр Ривчун — альт-саксофон, Борис Гольдберг, Александр Сапонин - тенор-саксофоны, Аркадий Тевлин — баритон-саксофон, Владимир Дьяконов, Аркадии Царапин, Борис Колотухин — скрипки, Тофик Кулиев — рояль, Борис Фельдман — гитара, банджо, Семен Чанышев — контрабас, Лаци Олах — ударные.
Важную роль в становлении советского джаза сыграли оркестры, которыми в 30-х — 40-х годах руководил композитор Александр Варламов.
В «Параде» участвует один из самых известных и предвоенные годы джазовых коллективов — так называемая «варламовекая семерка». В ее состав входили музыканты, каждый из которых был виртуозным солистом: Петр Борискин — труба, альт-саксофон, кларнет, Виктор Лыков - труба, Александр Васильев — тенор-саксофон и кларнет, Николай Шмелев — баритон саксофон, и тромбон, Михаил Петренко — фортепиано, Сергей Чанышев — контрабас, Олег Хведкевич — ударные.
Игра «семерки» являет образец не только отличного музыкального вкуса и высокого мастерства, но и умелого владении (свинговой манерой. Три пьесы, представленные в программе, фокстроты «Свит су» и «Дикси-ли», слоу-фокс «Луна» записаны 21 и 25 января 1938 года. Аранжировки всех произведений принадлежат руководителю ансамбля. В популярной «Луне» Ричарда Роджерса Александр Варламов выступает и в качестве певца-солиста.
Джаз-оркестр под управлением Леонида Утесова, пожалуй, лучший из биг-бэндов, для которого характерно сочетание полифоничности звучания с ярко выраженной ритмикой, особая певучесть, определяющий тон которой задает саксофонная группа. Излюбленный прием аранжировок утесовского ансамбля — перекличка инструментов, своеобразный диалог, что ведут музыканты, перемежающийся сольными выступлениями, построенными в импровизационной манере. Все это создает богатство и разнообразие оркестровых красок.
Несомненно, в каждом сыгранном утесовским коллективом произведении отразился характер руководителя — его оптимизм, склонность к шутке и озорству, открытая душевность, его боль сердца, не оставляющая слушателя равнодушным. Известный музыковед Сим. Дрейден считал Утесова не просто дирижером, а «камертоном», носителем того тона, который делает музыку. «Поет и искрится оркестр в каждом движении этого дирижера» , — писал критик.
В «Параде» представлено несколько различных по характеру произведений, сыгранных оркестром под управлением Утесова. Шуточный «русский фокстрот» из первых программ Теа-джаза «Джаз-болельщик», известный также под названием «Подруженьки», был «воскрешен» к десятилетнему юбилею ансамбля. В инструментовке Ореста Кандата бережно реставрирована манера аранжировок, типичная для первых шагов Теа-джаза: медленная, напевная первая часть с соло «плачущей» скрипки Альберта Триллинга, а затем бравурная вторая, в которой один инструмент сменяет другой, пользуясь «квадратом» для несложной импровизации, не обусловленной заранее. В этом веселом соревновании музыкантов короткие куплеты, исполняемые Утесовым, воспринимаются как своеобразное вкрапление в инструментальную пьесу, помогающее полнее раскрыть ее характер.
Утесовский ансамбль обладал блестящими аранжировщиками, умеющими при разнообразии музыкальных средств сохранить стиль, свойственный этому оркестру. К числу таких джазовых мастеров относится Леонид Дидерихс, в обработке которого представлен фокстрот Нэсио Герба Брауна «Искушение», записанный 22 августа 1938 года.
Слоу-фокс «Одиночество», сыгранный утесовским ансамблем 13 августа 1939 года в обработке Николая Минха, — образец оригинального прочтения знаменитого произведения Дюка Эллингтона. Саксофонисту А. Котлярскому принадлежит аранжировка записанного в тот же день фокстрота «По волнам». В это время состав джаз-оркестра под управлением Леонида Утесова был следующим: Михаил Ветров — первая труба, солист, Яков Ханин, Семен Гольдберг — трубы, Илья Фрадкин — первый тромбон, солист, Валентин Ершов, Федор Сергеев — тромбоны, Орест Кандат — первый альт-саксофон, солист, Афанасий Мунтян — солист-кларнетист, альт-саксофон, Аркадий Котлярский — первый тенор-саксофон, солист, бас-кларнет, Андрей Дидерихс — тенор-саксофон, Зиновий Фрадкин — баритон-саксофон, Альберт Триллинг — первая скрипка, солист, Густав Узинг, Эммануил Ткачук — скрипки, Виктор Миронов — гитара, банджо, Юрий Капецкий — контрабас, туба, Михаил Воловац — рояль, Аркадий Островский -аккордеон, Николай Самошников — ударные.
Завершает «Парад» джаз-оркестр под управлением Якова Скоморовского, «золотая труба» которого являлась украшением ансамбля.
Фокстрот «Первый поцелуй» в обработке постоянного аранжировщика оркестра, композитора Ильи Жака, записан в Ленинграде выездной бригадой Грампласттреста 8 июля 1937 года. Это одна из тех записей, что была сделана ансамблем после четырехлетнего перерыва в работе для пластинок.
Во второй половине 30-х годов в оркестре играли: Яков Скоморовский — первая труба, Петр Скрипаченко — вторая труба, Иосиф Тершкович — тромбон, Геннадий Ратнер, Николай Бавурин, Анатолий Варгасов — альт-саксофоны, Федор Осипов — тенор-саксофон, Иосиф Уткин — туба, Абрам Скоморовский — первая скрипка, Александр Скоморовский — скрипка, рояль, Леонид Шатохин — ударные, Иван Морозов — гитара, Александр Леонтьев — тромбон, Илья Жак — рояль, Джек Смилга — ударные и другие.
«Блюз» М. Феркельмана и фокстрот-фантазия «Моя красавица», в которой И. Жак соединил мелодии Соломона Секунды и Шелтона Брукса, записаны 29 и 31 января 1940 года в студии Дома звукозаписи. Соло трубы - Яков Скоморовский. Это было последнее появление оркестра на пластинках в предвоенный период.
Глеб Скороходов
При составлении программы были использованы пластинки и матрицы, хранящиеся в Государственном архиве звукозаписей и архиве ВСГ, а также переписи с обычных пластинок из собрания винницкого коллекционера В. Марковского, которым Студия выражает благодарность.
Реставратор Т. Павлова
Редактор Г. Скороходов
Художник Б. Дударев
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ СССР
Всесоюзная фирма грампластинок
(С) "Мелодия", 1985.
Всесоюзная студия грамзаписи.
Переписи с грампластинок 1937 - 1940 гг.
Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок
Типография АЗГ. Зак. 64-О-7300. Арт. 11-1. Цена 2 руб. 50 коп.
Оцифровка: gar_kir (rutracker.org)
СПАСИБО!!!
Комментариев нет:
Отправить комментарий