Песня сочиняется не с пером в руке, не на
бумаге, не с строгим расчетом, но в вихре,
в забвении, когда душа звучит и все члены,
разрушая равнодушное, обыкновенное положе-
ние, становятся свободнее, руки невольно
вскидываются на воздух и дикие волны ве-
селья уводят от всего... Оттого поэзия в
песнях неуловима, очаровательна, грациозна,
как музыка. Поэзия мыслей более доступна
каждому, нежели поэзия звуков или, лучше
сказать, поэзия поэзии.
Н. В. ГОГОЛЬ
Кажется, будто написанные полтора столетия назад слова относятся к Владимиру Высоцкому: это его образ, его темперамент, его песни... Конец пятидесятых выдвинул целую плеяду поэтов, сознательно ориентирующихся на культуру устного слова. Поэзия словно бы обратилась к своим истокам, к поэзии звучащей. Звучащий стих имеет историю более древнюю, чем письменный: античность, средневековье, включая и древнюю Русь, неразрывно связали голос со звучанием инструментов, чаще всего струнных, и эта традиция не оскудевает даже с появление книгопечатания.
В наши дни непосредственное общение поэта с читателем слушателем придает особую значимость поэтическому слову, возвращая и самим словам «поэт» и «певец» утраченное было значение синонимов.
Владимир Высоцкий осуществился как явление поэзии в звучащем слове едва ли не впервые в отечественной литературе. «Тиражи» его песен, разошедшихся в записи, не поддаются уже никакому учету, тогда как знакомство с Высоцким поэтом читающей публики только начинается.
Серия «На концертах Владимира Высоцкого» представляет собой первую попытку издания звучащего собрания сочинений поэта выпуска хотя и далеко не полного, но включающего почти все, что было представлено самим автором на публичных выступлениях за полтора десятилетия работы. Работоспособность Высоцкого удивительна: количество выступлений можно определить лишь приблизительно, а фонотека насчитывает не одну тысячу часов записи. Высоцкого записывали много, но именно записи на публике передают своеобразие личности поэта-певца, непосредственную реакцию аудитории, живое дыхание еще близкого нам, но уже уходящего времени. На смену старым песням приходили новые, менялся характер авторского исполнения, менялся и самый стиль общения со зрителями. Неизменным и устойчивым оставался интерес слушателей, всякий раз становившихся соучастниками своеобразного монолога, начатого поэтом еще в бурные шестидесятые, протянувшегося через нелегкие семидесятые в наши дни — в следующие десятилетия... Появилось определение поэтического жанра — «авторская песням, впервые использованное Высоцким и ныне прочно вошедшее в оборот.
Нам не дано знать, какова была бы авторская воля, если бы ему представилась возможность издания, аналогичного тому, которое предпринято фирмой Мелодия, и мы решили возможно более полно сохранить особенности концертных записей. Сокращены лишь некоторые повторы, а в отдельных, весьма редких, случаях произведены замены, вызванные исключительно соображениями технического качества фонограмм: следует иметь в виду, что все концерты В.В. Высоцкого записывались любителями. Названия произведений, как правило, соответствуют тем, которые сам автор объявлял в концертах, либо — устоявшиеся, известные по прижизненным изданиям.
Не имея возможности назвать здесь всех, чьими трудами были осуществлены и последующими заботами сохранены записи, использованные в настоящем сборнике, составители пользуются случаем выразить им искреннюю признательность.
В. Абдулов, И. Шевцов
Составители серии: В.Абдулов, И.Шевцов.
Звукорежиссер М.Крыжановский.
Реставратор Т. Павлова. Редактор В.Рыжиков.
Художественное оформление Д. Боровского,
С. Бейдермана.
"МЕЛОДИЯ", 1987
Всесоюзная студия грамзаписи. 1967
Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок.
1987 Заказ 433. Тираж 50000.
Арт. 11-1. Цена 2 руб. 50 коп.
Оцифровка: Ritchie555 (rutracker.org)
Комментариев нет:
Отправить комментарий