ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ
РОК МУЗЫКИ. 1988
VI (4—10 ИЮНЯ 1988) LP (АОЛЗГ)
Мелодия С60-30155-006
Matrix / Runout (Side A): С60-30155/1-1 DMM
Matrix / Runout (Side B): С60-30156/1-2 DMM
Винил, LP, Стерео, 33 1/3, Альбом,
Страна: СССР
Записан / Выпущен: 1988 / 1990
Жанр, стиль: РОК,
mp3 320 кбит/сек. 103 Mb
Продолжительность: 34:43
СОДЕРЖАНИЕ:
СТОРОНА 1
01. Вера (группа «Телевизор» — М. Борзыкин) — 04:45
ГРУППА «ТЕЛЕВИЗОР»
02. Все это рок-н-ролл! (группа «Алиса» — К. Кинчев) — 05:07
ГРУППА «АЛИСА»
03. Пластун (группа «ДДТ» — Ю. Шевчук) — 06:56
ГРУППА «ДДТ»
СТОРОНА 2
04. Невский проспект. (группа «Санкт-Петербург» — В. Рикшан) — 04:04
ГРУППА «САНКТ-ПЕТЕРБУРГ»
05. К нам едет Пол Маккартни (музыка и слова группы «Дети») — 03:38
ГРУППА «ДЕТИ»
06. Любовь к оружию (группа «Объект насмешек» — А. Аксенов) — 05:43
ГРУППА «ОБЪЕКТ НАСМЕШЕК»
07. Бей, колокол (музыка и слова Ю. Ильченко) — 04:35
ГРУППА «МИФЫ»
Записи с концертов, 1988 г
Ленинградский рок может гордиться своими традициями, и, надо сказать, для этого есть веские основания — свидетельством может послужить, например, та роль, которую сыграли музыканты из города на Неве в процессе становления отечественной рок-культуры. Едва ли не важнейшей и, уж наверняка, старейшей из этих традиций является практика проведения ежегодных рок-фестивалей, которые, приняв эстафету от самодеятельных конкурсов, проходивших в городе на протяжении без малого двух десятилетий, начиная с мая 1983 года, каждую весну собирают на своих концертах десятки музыкантов и тысячи любителей рок-музыки со всех концов страны. От года к году менялись статус, организационная структура, длительность и место проведения фестиваля, преображался состав жюри и численность групп-участниц. Умирали старые обычаи, рождались новые. Фестиваль (до 1987 года он носил осторожно уклончивое определение «смотр-конкурс») не только дал вполне «официальное» признание уже сложившимся и завоевавшим сердца слушателей лидерам ленинградского рока, но и помог открыть немало новых имен: среди них «Алиса», «Телевизор», «Джунгли», «Аукцион», «Объект насмешек» и многие другие. На первых фестивалях число участников не превышало пятнадцати — к настоящему времени оно выросло втрое, что привело к разделению всего музыкального марафона на два этапа.
В настоящую пластинку включен ряд работ, прозвучавших в программе второго этапа VI Фестиваля ленинградского рока — удивительного и беспрецедентного во многих отношениях события, проходившего с 4-го по 10 июня 1988 года на арене Зимнего стадиона. Разные по стилю, настроению, тематике, прозвучавшие песни объединены тем общим чувством, которое, возможна, лучше других выразила в своем новом рок-манифесте популярная «Алиса»: «Все это рок-н-ролл!»
Не будет преувеличением сказать, что выступление «Алисы» — по своему эмоциональному накалу, по степени единения людей в зале и на сцене — не имело на фестивале аналогов: один из немногих случаев, когда даже гигантский зал Зимнего стадиона казался мал для бури, бушевавшей под его крышей. Ключевыми понятиями для творчества «Алисы» всегда были энергия, действие, движение вперед. Схожими чувствами продиктованы и многие песни «Телевизора» — группы, чей социальный пафос, бескомпромиссность и последовательный радикализм в поисках средств для врачевания общественных недугов снискали ее лидеру М. Борзыкину репутацию самого острого полемиста отечественной рок-сцены. Неожиданно для многих в своей новой программе «Телевизор» ушел от прямолинейных оценок и черно-белой раскраски недавнего прошлого. Сомнение, логический, а не интуитивный путь осмысления действительности отличает творчество группы сегодня.
Для тех, кто считает, что удел рок-музыки — лишь отражение сиюминутных настроений и событий, будет полезно услышать песню «ДДТ» «Пластун». Что это, философская притча? Размышление о героях и антигероях нашего времени? Полная страсти и боли исповедь человека, неравнодушного к своей Родине? Решайте сами. Но мне кажется, что патриотизм — подлинный, а не плакатно-глянцевый — всегда был присущ лучшим работам советского рока.
Не случайно поэтому включение в пластинку песни «Бей, колокол», впервые исполненной группой «Мифы» более десяти лет назад. Сегодня она звучит столь же свежо и актуально, как и во времена, когда советский рок делал свои первые шаги. Как и «Мифы», группа «Санкт-Петербург» ведет свою родословную из семидесятых и стояла у истоков явления, позже получившего определение «русского» или «русскоязычного» рока. Одними из первых его участники заговорили со своей аудиторией на живом языке улиц и дворов большого города, заговорили о тех проблемах, которые еще долго не могли пробиться на страницы официальной печати, напичканной фальшью и лицемерием. Сегодня «ветераны рока» снова в строю, их песни продолжают волновать молодых слушателей, как и пятнадцать лет назад. Для рок-музыки всегда была характерна преемственность поколений. Действие песен новой программы группы «Объект насмешек» тоже происходит на улице, и новые подростки решают те же проблемы, что и герои песен «Санкт-Петербурга» и «Мифов». Опознавательным знаком музыки «Объекта насмешек» является жесткий звук гитар, мощный энергетический напор, их тексты насыщены своеобразным юмором, блестящей игрой слов, а порой эпатируют своей откровенностью. И, наконец, группа «Дети». Достаточно неординарное явление даже для многоликой ленинградской рок-сцены. Свежий мелодизм, отличная ансамблевая игра, универсализм всех участников, умение создавать в своих песнях коллажи из, казалось бы, несопоставимых музыкальных фраз и образов — все это сделало группу одним из наиболее перспективных дебютантов фестиваля. Послушайте их песню, «посвященную» Полу Маккартни — да-да, именно ему, — и вы поймете, что ленинградским музыкантам еще есть что сказать. Есть еще порох в их пороховницах.
Андрей Бурлака
Фестивали рок-клуба
Выступление на фестивале подводило итог деятельности группы за год; поэтому, по негласному правилу, нужно было представлять новую программу. В состав жюри входили сотрудник ЛМДСТ, 2 человека от рок-клуба (президент и член совета), член ВЛКСМ и представители творческих союзов, радио, прессы, концертных организаций (частым гостем фестивалей был писатель и журналист Александр Житинский, который делился впечатлениями от концертов в рубрике «Записки рок-дилетанта» в журнале «Аврора»).
I фестиваль — «Первый городской смотр-конкурс любительских групп» (13—16 мая 1983 года)
Участники: Меломаны, Мифы, Яблоко, Мануфактура, Зоопарк, Пикник, Пилигрим, Россияне, Джонатан Ливингстон, Странные игры, Аквариум, Тамбурин, Плюс, Патриархальная выставка.
Состав жюри: Надежда Афанасьева (председатель, ЛМДСТ), Абрам Юсфин (Союз композиторов), Николай Мейнерт (Эстонское радио), Николай Михайлов (председатель совета рок-клуба), Анатолий Гуницкий (член совета рок-клуба), Николай Харлампиев (обком ВЛКСМ), О. Шульга (фирма «Мелодия»)
Диплом I степени — Мануфактура (за оригинальное решение концертной программы)
Диплом II степени — Аквариум (за поиск новых выразительных средств в рок-музыке), Мифы (за высокий профессионализм)
Диплом III степени — Странные игры (за артистизм и целостность музыкального и сценического решения программы), Россияне (за цельность и принципиальность в реализации идей рок-музыки), Тамбурин (за яркий мелодизм и мягкость звучания), Пикник (за удачные композиционные решения)
Почётными грамотами награждены: Виктор Салтыков (лучший вокалист), Александр Ляпин (лучший лидер-гитарист), Сергей Семёнов (лучший бас-гитарист), Александр Кондрашкин (лучший барабанщик), Владимир Леви (лучший исполнитель на акустической гитаре), Олег Скиба (лучший исполнитель на клавишных; за композицию «Миллионный Дом»), Александр Рахов (лучший в разряде «прочие инструменты» — саксофонист), Ольга Домущу (за артистизм и вокальное мастерство), Сергей Курёхин (за лучшие аранжировки), Майк Науменко (за лучшие тексты).
К моменту проведения фестиваля из клуба уходили группы, исполняющие хард-рок; набирала популярность «новая волна».
II фестиваль (18—20 мая 1984 года)
Участники: Кино, Зенит, Секрет, Мануфактура, Зоопарк, Джунгли, Алиса, Джонатан Ливингстон, Странные игры, Аквариум, Тамбурин, Плюс, Продолжение следует,Теле-У,Телевизор, Орнамент, Патриархальная выставка.
Состав жюри: Надежда Борисова (председатель, ЛМДСТ), Александр Житинский (журнал «Аврора»),Николай Мейнерт (Эстонское радио), Николай Михайлов (председатель совета рок-клуба), Артемий Троицкий (журналист), Анатолий Гуницкий (член совета рок-клуба), Абрам Юсфин (Союз композиторов),Сергей Пилатов (горком ВЛКСМ).
Лауреаты: Аквариум, Кино, Секрет, Теле-У, Тамбурин, Джунгли, Телевизор.
Грамотами отмечены: Секрет (за артистизм), Тамбурин (за высокий художественный уровень аранжировки и качество исполнения), Теле-У (за исполнительное мастерство), Джунгли (за музыкально-композиционное решение программы), Борис Гребенщиков (за вклад в развитие ленинградского рок-клуба), Майк Науменко (за последовательную разработку сатирической темы).
Специальными призами награждены: Тамбурин (приз горкома ВЛКСМ за идейно-художественный уровень), Мануфактура (приз комитета ВЛКСМ производственного объединения «Кировский завод» за творческий поиск), Зоопарк (приз комитета ВЛКСМ Ленинградского оптического института и приз зрительских симпатий).
III фестиваль (15—17 марта 1985 года)
Участники: Поп-механика, Кино, Союз любителей музыки рок, Тамбурин, Джунгли, Алиса, Микроклимат, Аквариум, Пепел, Гранд-Цирк, Странные игры, Теле-У, Телевизор, Монрепо, Прииск, Патриархальная выставка.
Состав жюри: Наталья Веселова (председатель, ЛМДСТ), Николай Крыщук (Союз писателей), Николай Михайлов (председатель совета рок-клуба), Сергей Исаев — заместитель заведующего отдела культуры ОК ВЛКСМ, Наталья Красовская (инструктор Главного управления культуры), Анатолий Гуницкий (член совета рок-клуба), Александр Брицын (Союз композиторов), Станислав Пучков — член Союза композиторов, заведующий отделом эстрадной музыки Единого научно-методического центра,В. Андреенко (заведующий оркестровым отделом ЛМДСТ.
Лауреаты: Кино, Алиса, Джунгли, Телевизор, Странные Игры, Теле-У, Тамбурин
Специальными призами награждены:
За артистизм — Кино
За высокий художественный уровень аранжировки — Странные игры
За интересное музыкально-композиционное решение программы — Выставка
Приз «Надежды» — Цирк
За творческий поиск — Джунгли
За поиск новых музыкальных выразительных средств — С. Курёхин
Приз совета получает Телевизор за большую творческую и организационную помощь в организации и проведении 3-го смотра-конкурса рок-групп.
IV фестиваль (Дворец культуры «Невский», 30 мая—1 июня 1986 года)
Участники: Кино, АукцЫон, Игры, Алиса, Зоопарк, Модель, Город, Провинция, Объект насмешек, Аквариум, Джунгли, Электростандарт, АВИА, Телевизор, Присутствие, Патриархальная выставка
Состав жюри: Наталья Веселова — председатель жюри, зав. отделом любительских объединений ЛМДСТ, куратор рок-клуба. Александр Житинский — член Союза писателей. Станислав Пучков — член Союза композиторов, представитель Ленконцерта. Николай Михайлов — председатель совета рок-клуба, Наталья Красовская — инструктор Управления культуры. Анатолий Гуницкий — представитель Совета рок-клуба. Лариса Мельникова — театральный критик (Всероссийское театральное общество). Александр Колкер — член Союза композиторов. Нина Барановская — член Союза журналистов, зав.репертуарным отделом ЛМДСТ. Николай Надиров — инструктор Отдела культуры Обкома ВЛКСМ.
Лауреаты: Аквариум, Модель, АВИА, АукцЫон, Зоопарк, Джунгли, Алиса
Лучшие инструменталисты: Александр Ляпин (Аквариум) — соло-гитара, Игорь Тихомиров (Кино) — бас-гитара, Александр Кондрашкин (АВИА) — ударные, Николай Гусев (АВИА) — клавишные
Грамотами отмечены: Виктор Цой (Кино) — приз за лучшие тексты, Сергей Рогожин (АукцЫон) — вокал, Олег Гаркуша (АукцЫон) — за артистизм
Лучшие песни: «Любовь — это все, что мы есть» (Аквариум), «Иллюзии» (Зоопарк), «Перемен» (Кино), «Осенний блюз» (Присутствие)
Приз «Надежда»: Провинция
По мнению Владимира Рекшана, данный фестиваль обозначил рок-клуб как общегородское явление. Михаил Борзыкин («Телевизор»), выступавший с критикой политики рок-клуба, исполнил на фестивале незалитованные песни «Мы идём» и «Выйти из-под контроля»; этот ход лишил группу лауреатства, и ей на полгода запретили концерты. Внесение в число лауреатов группы «Модель» вызвало скандал, который привёл к переизбранию совета клуба..
V фестиваль (Ленинградский дом молодёжи, 5—7 июня 1987 года)
Участники: Кино, АукцЫон, Игры, Алиса, Зоопарк,Александр Башлачёв, Сезон дождей, Провинция, Объект насмешек, Аквариум, Джунгли, ДДТ, Санкт-Петербург, АВИА, Телевизор, Присутствие, Патриархальная выставка, Охота романтических их, Младшие братья, Буратино, Последние известия, Фронт, Ноль, Нате! Автоматические удовлетворители (АУ), Юрий Наумов.
Состав жюри: Наталья Веселова — председатель (ЛМДСТ), Александр Житинский (Союз писателей), Станислав Пучков (Ленконцерт), Николай Михайлов — председатель совета рок-клуба, Наталья Красовская (Главное управление культуры), Анатолий Гуницкий (член совета рок-клуба)
Лариса Мельникова — театральный критик (Всероссийское театральное общество), Абрам Юсфин (Союз композиторов), Николай Надиров (ОК ВЛКСМ)
Рок-музыкант Юрий Шевчук, лидер группы ДДТ
Специальными призами награждены: Сезон дождей — за профессионализм, верность традициям и хороший вкус, Кино — за творческое совершеннолетие, Телевизор — за художественную цельность, Алиса — за единство, АукцЫон — за превращение идеи аукциона в идею караван-сарая, АВИА — приз имени АВИА, Объект насмешек — за шокинг, Ноль — за всё с надеждой, Джунгли — за музыку, Юрий Наумов — за чистоту и искренность, Зоопарк — за трезвость, ставшую нормой, ДДТ — за мощь, Патриархальная выставка — за чистоту стиля, Аквариум — за свет и любовь. Это первый фестиваль ЛРК с участием группы ДДТ. Группа ДДТ выступала предпоследней, перед «Аквариумом» и стала его главным открытием.
Лучшие инструменталисты: Андрей Нуждин (Игры) — гитара, Юрий Наумов — гитара, вокал, Андрей Отряскин (Джунгли) — гитара, Никита Зайцев (Санкт-Петербург, ДДТ) — гитара, Максим Пшеничный (Сезон дождей) — гитара, Игорь Тихомиров (Кино, Охота романтических их, Джунгли) — бас-гитара, Александр Титов (Аквариум) — бас-гитара, Александр Кондрашкин (АВИА, Объект насмешек, Джунгли) — барабаны, Михаил Нефёдов (Алиса) — ударные, Николай Гусев (АВИА) — клавишные, Сергей Рогожин (Аукцыон, Охота романтических их) — вокал, актёрское мастерство, Юрий Шевчук (ДДТ) — вокал, актёрское мастерство, Антон Адасинский (АВИА) — актёрское мастерство, Михаил Чернов (ДДТ) — саксофон, Фёдор Чистяков (Ноль) — баян, Павел Литвинов (АукцЫон, Джунгли) — перкуссия, Сергей Ерёмин (Телевизор) — звук, Владимир Рекшан (Санкт-Петербург) — лучший хранитель традиций ленинградского рока.
Лучшие песни: «Легенда» (Кино), «Поколение дворников и сторожей» (Аквариум), «Театр Станиславского» (Юрий Наумов), «Чёрное Шоссе» (Патриархальная выставка), «Доктор Хайдер» (Ноль), «Дети уходят» (Телевизор).
Приз «Надежда»: Александр Башлачёв.
Были упразднены цензура и система лауреатства. Отмечалось большое количество музыкантов из других городов, что впоследствии дало пищу для разговоров о фестивале как о триумфе «национального рока» в противовес популярным в Ленинграде нововолновым увлечениям.
VI фестиваль (I этап 19—22 мая 1988 года, II этап Зимний стадион, 4—10 июня 1988 года)
Участники I этапа: Мухомор, Дети, Ё, Тихий омут, Время любить, Амальгама, Мисс А., Тайное голосование, Штормовое предупреждение, Движение, Против течения, Токио, Петля Нестерова, Младшие братья, Бриллианты от Неккермана, НЭП, 600, Дурное влияние, Народное ополчение, Изолятор, Присутствие, Мат, Бригадный подряд, НОМ, Ситуация.
Лучшие группы были отобраны для участия во II этапе.
Участники II этапа: Дурное влияние, Петля Нестерова, Игры, Рок-штат, Фронт, Мат, Народное ополчение, Автоматические удовлетворители, Ноль, Джунгли, Бригадный подряд, Аукцион, 600, Ситуация, НОМ, Диктатура, Бриллианты от Неккермана, Дети, Время любить, Младшие братья, Опасные Соседи, Нате!, Юрий Наумов и Проходной двор, Нюанс, Сезон дождей, Мифы, Санкт-Петербург, Объект насмешек, Калинов мост, Телевизор, Чай-Ф, Корпус-2, Аптека, Юрий Морозов, ДДТ, Ноль, Алиса, Джоанна Стингрей и Игры, ГПД.
Жюри на фестивале не учреждалось, призы и лауреатские звания не присуждались. Фестиваль едва не был сорван городскими властями, но этому воспрепятствовал стихийный протест музыкантов и зрителей, которые, выйдя к Смольному, добились переговоров и получили разрешение.
VII фестиваль (7—11 июня 1989 года)
Участники: Экс-миссия, Буква «О», Диктатура, Выставка, Гражданская оборона, Токио, Оле Лукойе, Дурное влияние, Беглец, Рок-штат, Премьер, Фронт, Время любить, Паутина, Скорая помощь, НЭП, Петля Нестерова, Народное ополчение, Нате!, Сезон дождей, Духи, Трилистник, Джунгли, Весёлые картинки, Алиса, Бриллианты от Неккермана, НОМ, Оркестр А, АукцЫон.
На фестивале смогли принять участие все желающие участники рок-клуба. Лауреатские звания не присуждались[39]. Выступление группы «Гражданская Оборона» некоторыми расценивается как высшая точка популярности сибирского панка в целом и закатом «золотого века» русского рока.
VIII фестиваль (7—10 марта 1991 года, Юбилейный, 12—14 марта 1991 года)
Участники фестиваля в Ленинградском рок-клубе, 7—10 марта 1991 года: Россияне, Сергей Сидорин, Санкт-Петербург, Тамбурин, ОГПУ им. Ю. Морозова, Патриархальная выставка, Джунгли, Колибри, Внезапный сыч, Петля Нестерова, Трилистник, НЗ, Стиль & Стюарты Копленды, Сезон дождей, Кошкин дом, Турецкий чай (группа Александра Ляпина), Паутина, Тайное голосование, Андрей Машнин, Дурное влияние, Корпус 2.
Участники фестиваля во Дворце спорта Юбилейный, 12—14 марта 1991 года: Собака Це Це, Народное ополчение, Юго-Запад, АукцЫон, Ноль, Алиса, Опасные Соседи, НОМ, АВИА, Дети, ДДТ, Мифы, НЭП, Объект насмешек, Игры, Два cамолёта, Аквариум (совместно с ними песню «Пригородный блюз» спел Майк Науменко ).
Для празднования юбилея клуба были приглашены спонсоры, телевидение. Жюри на фестивале не учреждалось, призы и лауреатские звания не присуждались. Исполнение «Аквариумом» песни «Зоопарка» «Пригородный блюз» совместно с Майком Науменко является одним из его последних появлений на сцене. По итогам концерта был выпущен сборник на 4 пластинках «Однажды в Рок-клубе». Данный фестиваль стал последним, проведённым «старым» рок-клубом, и обычно с этим событием связывают конец активного существования Ленинградского рок-клуба.
IX фестиваль (декабрь 1995 года)
Участвовали: Марина Капуро, Странные игры, Tequilajazzz, ДДТ.
Звукорежиссер В. Глазков.
Редактор Н. Кацман.
Художник Н. Кибальчич.
Фото В. Барановского
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ СССР
ВТПО "ФИРМА МЕЛОДИЯ". 1990
Всесоюзная студия грамзаписи. Запись 1988 года.
Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок.
1990. Зак. 429. Тираж 20 000. Арт. 11-1. Цена 2 руб. 50 коп.
Оцифровка: intellect (rutracker.org)
СПАСИБО!!!
Комментариев нет:
Отправить комментарий