Wikipedia

Результаты поиска

пятница, 18 апреля 2025 г.

ПЕСНЯРЫ. 1980 - ГУСЛЯР. LP (СССР, АОЛЗГ)

 ПЕСНЯРЫ. 1980 

 ГУСЛЯР. LP (СССР, АОЛЗГ) 


Мелодия – 33 С 60—12727-28
Matrix / Runout (A runout, stamped): С60-12727/4-1
Matrix / Runout (B runout, stamped): С60-12728/4-1
ГОСТ 5289-73  Гр. 3. 1-90
Грампластинка, LP, Стерео, 33 1/3,  Альбом,
Страна: СССР
Записан / Выпущен:  1979 / 1980
Жанр,стиль:  Рок фолк опера, Вокал,
mp3    320 кбит/сек. 186 Mb
Продолжительность:   18:32 + 17:15 + 35:48 (01:11:36)


СОДЕРЖАНИЕ:



01. Гусляр (ВСТУПЛЕНИЕ, КРАЙ, КНЯЗЬ, ПИРШЕСТВО, ГУСЛЯР, ПРИВОД ГУСЛЯРА) - 18:32

02. Гусляр (Окончание) (ОБРАЩЕНИЕ КНЯЗЯ, ГУСЛЯР И КНЯЗЬ, КАЗНЬ, ПРОДОЛЖЕНИЕ ПИРШЕСТВА, СКАЗАНИЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ) - 17:15


СТОРОНА 1:

01. Вступление - 03:45
02. Край - 03:31
03. Князь - 01:56
04. Пиршество - 03:36
05. Гусляр - 03:10
06. Привод Гусляра - 02:32

СТОРОНА 2:

07. Обращение Князя - 03:01
08. Гусляр и Князь - 06:49
09. Казнь - 02:03
10. Продолжение пиршества - 01:29
11. Сказание - 02:39
12. Заключение - 01:42


Записано в студии "Мелодия" в 1979г.
«ГУСЛЯР» поэма - легенда по произведению белорусского поэта Янки Купалы "Курган", 
музыка И. Лученок — слова И. Луцевич (Янка Купала).
Рок-опера, "замаскированная" под поэму-легенду. На белорусском языке.

ВИА "Песняры" – руководитель Владимир Мулявин
Владимир Мулявин – вокал, гитара
Владислав Мисевич – саксофон, флейта, вокал
Леонид Тышко – бас-гитара, вокал
Александр Демешко – ударные, вокал
Леонид Борткевич – вокал
Анатолий Кашепаров – вокал
Владимир Николаев – клавишные, вокал, тромбон, саксофон
Чеслав Поплавский – скрипка, вокал
Октай Айвазов – тромбон
Марк Шмелькин – перкуссия, ударные
Валерий Дайнеко - скрипка, вокал
Владимир Ткаченко - гитара, скрипка, вокал
Евгений Поздышев – труба
Игорь Паливода – клавишные
Людмила Исупова – вокал

«Гусляр» — рок-опера, написанная композитором Игорем Лученком и лидером ансамбля «Песняры» Владимиром Мулявиным по мотивам поэмы «Курган» классика белорусской литературы Янки Купалы. Единственная концертная программа Песняров, выпущенная на виниле в качестве сольного альбома.

Князь — Владислав Мисевич (концерты), Анатолий Кашепаров (студия)
Гусляр — Владимир Мулявин
Рассказчики:
Леонид Борткевич
Анатолий Кашепаров (концерты)
Валерий Дайнеко

Краткое содержание поэмы-легенды (концертное вступление на русском языке):
Много минуло лет, утекло с той далёкой печальной поры,
Когда жил белорусский народ и в неволе, и в рабстве покорном.
Белый княжеский замок стоял у обвитой рекою горы,
А внизу расстилался простор сосен стройных и пахоты чёрной.
В замке княжеском свадьба была, и устроил князь свадебный пир.
С полумира созвал богачей, была громкою князева слава.
И позвал он на пир Гусляра, предлагая бриллианты, сапфиры...
Только б спел на потеху гостям, только б знала дружина забаву.
Вот настроился к песне Гусляр, к звонким струнам склоняясь, приник:
"Эй ты, Князь, душу я не продам, и не правит закон Гуслярами!"
И поведал он князю всю правду, как лунь белый, печальный старик.
Можно голову снять, заковать... Не сковать только дум цепями.
Пел он князю о доле людской, пел о плитах безвестных могил,
О холоде каменных стен и о каменном сердце магната.
И владыка земной задрожал, струн живых ему звон не мил,
Онемела вся дворня его, какова будет князева плата?
Подхватили тогда Гусляра и на берег крутой понесли,
И зарыли живым старика у обвитой рекою горы.
На холме вырос дуб молодой, за годами года потекли.
Смолк Гусляр, смолкли гусли его, стихло, замерло всё до поры.
Много минуло лет, утекло с той далёкой, печальной поры,
Сказка-правда в народе живёт, что поведали нам гусляры.

Поэма Купалы рассказывает о судьбе гусляра, которого пригласил на свадьбу своей дочери Князь. Он прельщает Гусляра богатствами и просит сыграть песню для потехи гостей. Но вместо этого с уст сказителя звучит суровый укор в сторону власти и сострадание в отношении подневольного Князю народа. Взбешённый властитель приказывает заживо закопать Гусляра вместе с гуслями. Гусляр погибает, но память о нём долго хранит народ, как тот курган, который вырос на месте его казни.
В 1960 году белорусский композитор Игорь Лученок написал кантату «Курган» для смешанного хора, солистов и симфонического оркестра. Произведение, написанное в качестве консерваторской дипломной работы, содержало значительно сокращённую часть из одноимённой поэмы Янки Купалы. Работа над «Курганом» была завершена в городе Сальске Ростовской области.
В конце 1976 — начале 1977 годов в советской печати появляется информация о планах ансамбля «Песняры» записать рок-оперу на музыку Лученка. После серии концертов с оперой-притчей «Песня о доле» на стихи того же Купалы группа намеревается выйти на новую творческую высоту. Над переработкой кантаты Лученок и группа работали примерно два года. Полноценная работа над рок-поэмой началась, предположительно, в августе 1978 года. Репетиции проходили в зале гостиницы «Юность» на Заславском водохранилище. Премьера постановки состоялась в сентябре-октябре 1978 года в Минске. На студии программа была записана весной-летом 1979 года.
Музыкальный обозреватель Сергей Будкин написал, что «Гусляр» стал творческим пиком в истории коллектива и всего белорусского рока, по крайней мере, советского периода. При этом, он считает, что «любителям поп-„Песняров“ с „Вологдой“ и „Беловежской пущей“ этот диск пришёлся просто не по зубам». По мнению белорусского критика Дмитрия Безкоровайного, в отличие от таких рок-опер, как «Юнона и Авось» или «Иисус Христос — суперзвезда», «Гусляр» не пережил своего времени ввиду отсутствия запоминающихся фрагментов-хитов. Вместе с тем, Безкоровайный отмечает, что рок-поэму можно похвалить за смелость, сложность и «настоящий патриотизм». По мнению обозревателя Анатолия Вейценфельда, единственное «сомнительное место в замечательном произведении» — это партия Князя, исполненная Анатолием Кашепаровым в записи «Гусляра» (в концертных выступлениях её исполнял Владислав Мисевич). Так как у Кашепарова высокий голос, «„злодей“ получился в „Гусляре“ не столько зловещим, — а именно таким он должен быть, если исходить из собственно музыкального материала, — сколько комичным и не вполне убедительным».


Каждая новая встреча с творчеством «Песняров» — событие для любителей жанра. Она не только расширяет наши представления о возможностях ансамбля, но, что особенно важно, убеждает в закономерной последовательности его развития, обнаруживает неустанное стремление коллектива к вершинам мастерства. Последняя работа, показанная недавно в Москве, — поэма-легенда «Гусляр» (музыка И. Лученка, аранжировка В. Мулявина) по поэме Я. Купалы «Курган» — яркое тому подтверждение.
«Прежде всего, мы стремимся пропагандировать творчество нашего великого земляка — поэта Янки Купалы, — говорит художественный руководитель «Песняров» Владимир Мулявин. — А тема его «Кургана» — тема высокого предназначения искусства «глаголом жечь сердца людей» — не может не волновать. Кстати, изменив название поэмы, мы не изменили и не сократили в ней ни строчки... Кроме того, чисто песенная программа уже не приносит нам творческого удовлетворения. Работа над произведением крупной формы, мне кажется, может свидетельствовать о зрелости коллектива».
К поэме Янки Купалы не раз обращались белорусские композиторы. И у Игоря Лученка дипломной работой в консерватории была Кантата для симфонического оркестра, хора и солистов по ее мотивам. Решение композитора вновь вернуться к поэме увлекло «Песняров». Лученком были заново написаны некоторые эпизоды, возникли новые темы, например очень народная в своей основе, удивительно красивая мелодия, которая олицетворяет родную землю, доброе начало, и тема зла — холодная, колючая, построенная на диссонансных звучаниях духовых инструментов (специально для «Гусляра» инструментальная группа ансамбля расширена). Борьба этих двух музыкальных образов вырастает в один из самых драматических моментов.
В поэме-легенде широко использованы различные инструментальные краски; в лирических эпизодах звучание скрипок (Чеслав Поплавский, Валерий Дайнеко и Владимир Ткаченко), флейты (Владислав Мисевич) придает музыке особенную проникновенность, рождая в воображении слушателей картины белорусской природы. Характеристики героев ярки, динамичны. Очень хороши, например, близкая к фольклорной тема Гусляра и его монолог. В сложной музыкальной ткани произведения убедительно соединены песенная народная мелодика и современные приемы симфонизма, развитая полифония и протяженные пульсирующие остинатные звучания, идущие от композиционных приемов, характерных для рок-музыки.
В «Гусляре» свойственная творческой природе «Песняров» эмоциональная образность получила высокое выражение. Вокальные эпизоды (среди них много а капелльных) поражают контрастностью динамических и колористических оттенков, радуют безупречным голосоведением, гармонической сложностью и красотой созвучий. Насыщенно звучат инструментальные фрагменты. При этом весь арсенал исполнительских средств ансамбля подчинен единой творческой задаче — полнее раскрыть перед слушателями пафос и лирическую глубину поэмы Янки Купалы, получившие столь яркое выражение в музыке.
Поэма-легенда «Гусляр» — принципиальная победа «Песняров». Работа, оставляющая глубокое, сильное впечатление и чувство радости, — верное свидетельство истинной творческой удачи!
Нина Завадская

Звукорежиссёр Рафик Рагимов
Редактор Анна Качалина
Художник Н. Стас


МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ СССР
Всесоюзная фирма грампластинок
(С) "Мелодия", 1980
Всесоюзная студия грамзаписи. 
Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок
Типография АЗГ. Зак. 243-О-17000.
Арт. 36-9. Цена 2 руб. 15 коп.
Оцифровка: Winny L (rutracker.org)
СПАСИБО!!!


Комментариев нет:

Отправить комментарий