АКВАРИУМ. 2017
ЛЮБИМЫЕ ПЕСНИ РАМЗЕСА IV. LP (FRANCE)
SoLyd Records – SLR LP A15
Barcode (text): 4 640004 135726
Matrix / Runout (Side A, scratched): SLR LP A 15 A
Matrix / Runout (Side B, scratched): SLR LPA 15 B
Винил, LP, Стерео, 33 1/3, Альбом, Reissue,
Страна: РОССИЯ, FRANCE,
Записан / Выпущен: 1993 / 2017
Жанр,стиль: Rock, Folk, World, & Country, Folk Rock, Acoustic,
mp3 320 кбит/сек. 111Mb
Продолжительность: 38:04
СОДЕРЖАНИЕ:
СТОРОНА 1
01. Летчик -05:29
02. Науки Юношей - 03:38
03. Иерофант - 03:16
04. Как Нам Вернуться Домой - 04:07
СТОРОНА 2
05. Королевское Утро - 02:30
06. Царь Сна - 10:37
07. Назад К Девственности - 01:24
08.Отец Яблок - 07:07
Музыка и текст во всех песнях — Бориса Гребенщикова
Участники записи:
БГ — голоса и гитары
Лорд А. Рацен — барабаны
Александр Титов — бас
Дед Василий — инструменты с использованием клавиш и воздуха
Алексей Вихарев — таблы и бубны
А. П. Зубарев — гитары и ситар
Индеец О. Гончаров — маковый стебель
А также:
И. Шнеерова — клавесин
Андрей Решетин — скрипка
В.Цимбал — тромбон
Детский хор п/у С.Наумовича
Д.Валевин — труба
Струнное трио: О.Шубина (скрипка), Н.Сыромятникова (альт), П.Короленко (виолончель).
Аранжировка духовых и струнных: А.Зубарев и О.Сакмаров.
Любимые песни Рамзеса IV» — восьмой «естественный» альбом группы «Аквариум», первый альбом (после выпуска альбома «Равноденствие»), выпущенный под названием «Аквариум». Согласно официальной дискографии группы относится к категории "естественные альбомы".
Борис Гребенщиков об альбоме:
Наверное, задули новые ветра. Вдруг, как гром среди ясного неба, снова появилось загадочное присутствие по имени «Аквариум» со словами — «Пора опять собирать группу и играть сами знаете что». (Гребенщиков, Б. Б. Краткий отчет о 16-ти годах звукозаписи.1997.)
Первыми песнями, написанными для этого альбома стали «Лётчик» и «Царь сна (Отход на север)» ещё во время гастролей «БГ- Бэнда» весной 1992 года. После создания нового «Аквариума» в сентябре того же года группа отправилась в тур, во время которого были написаны песни, составившие альбом с эпиграфом «Три самые выдающиеся личности в истории мирового рок-н-ролла — это Будда, Рамзес IV и то существо, которое вдохновляло Beatles».
Альбом, по совету Сергея Курёхина, группа решила записать на студии «Ленфильма», что сказалось на качестве звука в худшую сторону, поскольку принцип работы студийного пульта звукозаписи «Моцарт» не был известен до конца как ленфильмовским, так и аквариумным звукорежиссёрам Мартисову и Гончарову. В итоге на студии удалось только записать инструменты и вокал, которые пришлось отнести для сведения на студию «Мелодия» к опытному звукорежиссёру Юрию Морозову.
Альбом был выпущен в 1993 году на грампластинке и компакт-диске.
Присутствуют на диске «Антология — XIII. Любимые песни Рамзеса IV»
Opera Backwards (2:58) (Б.Гребенщиков, С.Курёхин — Б.Гребенщиков)
Talk with me (5:34) (Б.Гребенщиков, С.Курёхин — Б.Гребенщиков)
Отблеск тебя (5:10) (Б.Гребенщиков, С.Курёхин — Б.Гребенщиков, С.Курёхин)
Переиздания
2003 год — альбом переиздан на CD в рамках проекта «Антология». В этом издании добавлены бонус-треки.
В 2016 году компания Bomba Music совместно SoLyd Records продолжила переиздание всех "естественных" альбомов Аквариума на тяжелом коллекционном 180-граммовом виниле.
Аквариум благодарит И. Шнеерову за звуки клавесина, А. Решетина за звук скрипки и В. Цимбала - за тромбоны.
Органы-портатив любезно предоставлены С. Шером и П. Чилиным.
Детский Хор п/у С. Наумовича
Струнное трио: О. Шубина (скрипка), Н. Сыромятникова (альт), П. Короленко (виолончель)
Труба: Д. Валевин
Аранжировка духовых и струнных: А. Зубарев и О. Сакмаров
За предоставление танпура и ситара спасибо Обществу Сай-Бабы
Микс 1-7: Ю. Морозов и АКВАРИУМ, 8 - А. Барашкин
Мастеринг оригинального издания - Анатолий Воробей, студия "Марафон"
Мастеринг для винила 2016 - Евгении Гапеев
Концепция оформления - БГ
Оригинальный шрифт - Эдуард Громаковский
Разработка художественного макета оригинального издания - Павел Павлик.
Фото - Вадим (Д) Кондрадт
БГ, «Краткий отчет о 16-ти годах звукозаписи»:
Наверное, задули новые ветра. Вдруг, как гром среди ясного неба, снова появилось загадочное присутствие по имени «Аквариум» со словами — «Пора опять собирать группу и играть сами знаете что».
Объявление это явственно прозвучало в Иерусалиме; еще месяц мы его обдумывали, потом поехали в Рыбинск — праздновать определенное сочетание звезд тайным, но открытым концертом (была идея выставить на берег Волги мощную звуковую систему — ну и так далее — см. «Electric Kool-Aid Acid Test»); а заодно и снять видео на песню «Бурлак». Поездка превратилась в чистый «Сатирикон» — с ежедневными многочасовыми поездками вверх и вниз по Волге в поисках затонувших церквей, редкой граппой в рыбинском гастрономе и размытыми кладбищами. Тем не менее, поставленная цель была достигнута. Стало ясно, что БГ-Бэнд исчерпал срок своей жизни и пророчество по поводу Аквариума пора осуществлять.
Вскоре Дед — профессиональный дипломат — организовал нам с Титом встречу на нейтральной почве — в гаккелевском «Тамтаме». Через три дня новый Аквариум сел репетировать в привычном ко всему ДК Связи.
В качестве ударника Тит предложил А.»Лорда» Рацена (из бывшего «Телевизора»). Андрей Вихорев с таблами был порекомендован общими друзьями. Начали с двух песен, написанных еще с БГ-Бэндом, но уже явно для Аквариума — «Летчика» и «Царя Сна». И поехало.
В это самое время местные власти Пушкинской, 10 отдали нам огромную пустующую квартиру на послед нем этаже — напротив оффиса ДДТ (Юра Шевчук, собственно, и подкинул мне идею взять ее — «Вон, нап ротив нас, например, пустая квартира. Бери, тебе наверняка дадут» — к моему удивлению действительно дали. Бесплатно.). Там не было, естественно, ни отопления, ни газа, а электричество включалось и выключалось произвольно, но все-таки это было первое помещение, предоставленное миром Аквариуму. За неимением другого места обитания, туда вселился Дедушка со своей семьей (позже за ним последовал Вихрь, а потом мы поставили там студию, где писали все demo к «Навигатору», «Льву» и «Гиперборее»). В силу нечеловеческих условий жизни это был бесстрашный поступок — квартира оказалась, ко всему прочему, не без своих духов. На общем высокопсиходелическом фоне тех лет духи быстро заняли свое место в общей жизни (когда они совсем отбивались от рук, приходилось, правда, идти на крайние меры; приезжал наш давний друг — ясновидец и духогон Григорий, и задавал им жару. Духи на время успокаивались, но из картин на стенах начинали вылезать медведи). Там же происходили все симпозиумы, консилиумы и другие аквариумические праздники. Все это не могло не отразиться на будущем «Рамзесе».
Максимально быстро последовало начало гастролей и по разбитым русским дорогам покатил новый Джаггер наут — уже не акустический партизанский отряд пох мельных сиринов, но мрачные ландскнехты в черной коже с геттобластером на плече (Stones, Hendrix и Tom Petty), десятиминутными гитарными соло и глазами, устремленными в иные измерения.
В Рыбинске были изучены Египетские боги; в Рязани — четыре потока времени и местные монашеские пещеры; в Смоленске появился «Дубровский», в Липецке — «Иерофант». Начали записывать альбом на Ленфильме, задымили всю студию индийскими благовониями, но потом поняли, что свести этот альбом там невозможно и микшировали все на «Мелодии» у Ю. Морозова.
Здравствуй, Рамзес 4-ый!
Из интервью с БГ, 1994 г.:
— Вернемся, однако, к вашей деятельности. Ты как-то рассказывал, Борис, что в БГ-Бенд музыканты попадали сложными, чуть ли не мистическими путями. С новым АКВАРИУМОМ было также?
— Мы сели с Сакмаровым и стали думать — что нам делать дальше, потому что песни эти были, и было ясно, что этим дело не ограничится. Кого будем брать в басисты? Сакмаров говорит: «Вот есть Тит (Александр Титов — басист АКВАРИУМА классического состава)». Я сказал, что Тит вроде бы другими делами занят. «Да ни фига он не занят!» Мы встретились с Сашкой, и с первой же секунды встал вопрос о том, что и как конкретно делать, других вопросов не возникло — знакомы мы уже десять лет, и все тараканы личные, которые между нами были, все разбежались. Было понятно, что Алексей Павлович Зубарев — неотъемлемая часть всего этого. Вот уже четыре. С ударником мы подумали, и Тит сказал: «Нужно Рацена (Алексей Рацен — экс-барабанщик группы «Телевизор»)», хорошо, стали играть с Раценым. Сначала совсем друг друга не понимали, но в то же время у меня все время было ощущение, что скоро это все пройдет. И действительно, вот скоро уже два года, как это все работает словно машина, и все очень довольны. Андрей Вихарев появился сам по себе , прямо с первой репетиции. Я очень долго не мог понять, что он вообще делает, но знал, что этому есть место. И сейчас, его дело — одна из составляющих, интегральная часть и этого звука, и подхода, и образа.
Интервью с БГ в Ледовом Дворце. г.Киев, 17.11.1993:
— Я бы хотел, чтобы Вы рассказали о тех людях, которые с Вами играют.
БГ: — Ну, со мной — понятно. С Сашкой Титовым — тоже понятно как по «аквариумисту» с 1983 года. Олег Сакмаров, который «Дед Василий», который играет на духовых, на клавишах, на всём остальном, и блестит лысиной, — он как бы старинный очень мой приятель с середины 80-х. Поскольку он был музыковедом, просто и, в принципе, для него не сложно было освоить какие-то инструменты, так что он пришёл и сказал — «вот я на флейте научился играть». И мы сыграли с ним концертик-другой, и мне понравилось. Лёша Зубарев раньше был гитаристом-басистом в группе «Сезон дождей» — по-моему, в лучшей инструментальной группе, которая была в Санкт-Петербурге, с Лёшей мы случайно встретились в поезде. Он сейчас лучший гитарист о которм я слышал в России, за исключением, может быть, Максима Пшеничного, который играл в «Сезоне…» тоже и играет до сих пор. Это — что касается четверых… Лёша Рацен раньше играл в «Телевизоре». Он вообще довольно чудный человек, Тит его привёл. И последний — Андрей Вихарев — появился просто «с чистых глаз», с белого неба, я не знаю откуда он взялся. Его наша няня порекомендовала, и мы играем уже полтора года.
Из книги «АКВАРИУМ. Сны о чем-то большем» (М.: ООО Издательский дом «София», 2004):
В июне 92-го года Гребенщиков получил приглашение выступить в Израиле. Необходимость самим потрогать легендарную землю требовала все бросить и ехать. Но устроители не могли потянуть приезд всего «БГ-бэнда» — речь могла идти максимум о двух людях. В конце концов договорились о приезде группы из трех человек: БГ+Сакмаров+Зубарев. Новым составом репетировали новые песни.
«БГ-бэнд» начинался концертом в Казани. Новая группа с новыми песнями впервые выступила там же и сразу выехала в Израиль.
По интенсивности впечатлений поездка на землю обетованную неожиданно оказалась сопоставимой с лучшими моментами жизни «БГ-бэнда». По всей стране было сыграно семь концертов с полными аншлагами. Казалось, что мы здесь и сейчас делаем что-то очень существенное, очень важное и для людей, и для себя.
Через много лет на фестивале в Тушино к нам подошли два молодых человека. «Помните, мы с вами выпивали в Тель-Авиве всю ночь? Вы еще были у нас на квартире. Мы вам пели песни и жаловались, что они здесь никому не нужны, и спрашивали, что же делать дальше? А вы сказали: «Если хочется петь — пойте». Мы поняли — Борис Борисыч дает нам путевку в жизнь. Теперь мы называемся «Би 2». Поем песни и теперь нас слушают! Спасибо…»» (Олег Сакмаров)
«Весной 92-го на гастролях написались две песни «Летчик» и «Отход На Север (Царь Сна)», которые мы с «БГ-бэндом»уже не могли сыграть убедительно. Песни требовали чего-то кардинально другого». (БГ)
«В Израиле возникло новое групповое ощущение. Мы понимали, что идем к чему-то целому, к новому этапу». (А.Зубарев)
«Здесь произошло одно из важнейших событий в моей жизни. Борис впервые взял нас в психоделическое путешествие. Переживание первой в жизни кислотной ночи — материал для отдельной книги. В один из кульминационных моментов психоделического вылета Борис взглянул на мое лицо и процитировал сам себя: «Дед Василий, до конца охренев, сказал — наконец-то мы сошли с ума». Так я навечно стал Дедом Василием, а ласково — просто Дедушкой». (Олег Сакмаров)
В августе «БГ-бэнд» сыграл свой последний концерт — на фестивале в Сочи.
«Организаторы поселили нас в Абхазии, в каком-то правительственном пансионате с символическим названием «Гребешок». Прямо во время фестиваля началась грузино-абхазская война. Грузинский десант высадился прямо в нашем санатории и задержавшиеся семьи музыкантов чудом эвакуировались в мирный Сочи. Было страшно… Это было символическим финалом «БГ-бэнда»». (Олег Сакмаров)
«Я стоял на сцене и понимал, что делаю что-то, для меня совершенно постороннее. Происходящее было явно не нужно ни музыкантам, ни слушателям, а музыканты при этом не очень-то были нужны друг другу. Это было совсем не то, для чего я начинал играть концерты. У меня возникло призрачное ощущение того, что что-то кончилось».
«В последнюю ночь я ушел спать, а ребята еще долго сидели на пляже и выясняли отношения. Поутру несколько из них пришли ко мне в номер и сказали, что в этом составе играть больше не могут. Я не удивился — это витало в воздухе». (БГ)
На очереди действительно было воссоединение АКВАРИУМА.
«Сакмаров — всегдашний дипломат и любитель концертов стадионного масштаба — сказал, что Тит снова хочет играть со мной. Мы встретились в клубе «TaMtAM» и поговорили о том. чего нам обоим хотелось бы. Поскольку полуторагодовая эпопея «БГ-бэн-да» был окончена, мои руки были свободны, и я с радостью принял предложение восстановить АКВАРИУМ с новыми людьми». (БГ)
Титов привел с собой барабанщика Лешу «Лорда» Рацена («Телевизор»), с которым прежде играл блюзы в проекте «Турецкий чай». Творческий тандем Титов — Рацен означал появление за спиной у БГ, Сакмарова и Зубарева прочной ритм-секции. Дополнил состав перкуссионист Андрей Вихорев. Первое время (92-й — начало 93-го гг.) на афишах писалось «Борис Гребенщиков + новый АКВАРИУМ», но уже летом 93-го года все свелось к классическому названию АКВАРИУМ.
У группы, кроме всего прочего, появился первый настоящий менеджер. С детства увлекаясь театром, Михаил Гольд испытывал раздражение от всех отечественных рок-групп вне зависимости от их статуса и качества. Дело в том, что во времена рок-клуба театр, в котором играл Миша, репетировал в Белом зале Дома народного творчества на улице Рубинштейна. Репетировать мешали волосатые самоуверенные молодые люди, забредавшие постоянно в Белый зал, курящие и орущие в туалете и холле и чувствующие себя’хозяевами Дома народного творчества.
К моменту прихода в АКВАРИУМ Михаил работал мастером на Металлическом заводе. По рекомендации общих знакомых он приехал к Борису после рабочей смены, в спецовке, с грязными, пахнущими металлом руками. «Ну и?» — спросил он Бориса Гребенщикова, глядя ему прямо в глаза. Такого менеджера нельзя было не взять в группу.
Начались репетиции в ДК связи. Через два месяца АКВАРИУМ с новыми-старыми музыкантами выступил в Питере (театр Дворца пионеров), а затем направился на гастроли в Рязань и Смоленск.
Концерт-премьера во Дворце пионеров был, по выражению Михаила Гольда, для группы большой радостью.
«Зал этот впервые впустил в себя рок-группу, и я подумал — пусть лучше будут дорогие билеты, чем мне там, в этом зале, все разнесут. Перед началом концерта иду по коридору и чувствую, что из туалета тянет травой… Явно тянет. Охрана из Большого дома стоит — хоть бы что. Потом я спросил у них. в чем дело. Оказалось, что на фабрике Урицкого была проверка и обнаружили большую партию травы. Чтобы не засветиться, владельцы скинули ее в табак, и целая партия сигарет «Космос» оказалась «заряжена». Сигареты продавались в ларьках и магазинах, а люди очень радовались…»
Весной — летом 93-го года АКВАРИУМ отправился в крупномасштабный тур по любимой со времен «БГ-бэнда» Волге.
«Дружественный визит древнеегипетской делегации к берегам великой русской реки». Мы искали некий пафос. Похоже, что Борис внутренне над этим смеялся». (М. Гольд)
«На первом же выездном концерте нового АКВАРИУМА в Рязани произошло настоящее психоделическое крещение группы. Чего только не было! Над сосновым лесом шли кислотные дожди, витали духи «Битлз» и Джими Хендрикса, кто-то вытирал мечи о траву, кто-то занимался прикладной магией. После ночи высочайшего безумия группа с утра оказалась на прямом эфире регионального телевидения… Эффект был поразительным. Когда после студии мы шли по улице — на ней останавливался транспорт и люди застывали в изумлении. У меня сохранилась видеокассета с записью этого эфира. Пленка до сих пор передает всю фантастическую атмосферу рождения новой группы». (Олег Сакмаров)
Шутки шутками, но в истории АКВАРИУМА это была первая возможность реально выехать за пределы Москвы — Петербурга с большими и прочными концертами. Нужно помнить, что АКВАРИУМ до 8б-го года не особо допускался к концертной деятельности, да и после 86-го выездные концерты можно было сосчитать по пальцам, а «БГ-бэнд» был все-таки формированием акустическим.
«Теперь мы всю музыку услышали другими ушами, — вспоминает БГ. — Получалось так, что Нечто важное, что было сказано в 60-е в Англии и Америке, в России до сих пор толком не прозвучало. Мы решили воссоздать именно ту часть культуры, которой здесь не хватало».
«Борис всегда был активнейшим меломаном и коллекционером. И он всегда щедро делился своими сокровищами со всеми! А с друзьями и своими музыкантами — прежде всего. Я был рядом с ним почти 20 лет — и такое количество музыки он открыл мне! Психоделическая классика 60-х, новая волна 80-х, все новейшие течения 90-х — все это не просто слушалось, а пропускалось через себя, проживалось, осваивалось и отражалось в собственном музицировании. Мы слушали музыку каждый день — и на гастролях, и в Петербурге. Стало общим местом высказывание — «АКВАРИУМ — это образ жизни», но это — святая правда. Жизнь рядом с Гребенщиковым наполнена музыкой, теологией, разнообразными порывами души. Сказанное о музыке вполне относится и к другим вещам — книгам, фильмам, изобразительным искусствам. Я с пиететом замечал, что Борис готовится к гастролям, как профессор к ответственной лекции, припасая для музыкантов кучу сюрпризов и маленьких подарков: новый альбом Тома Петти, свежий фильм, хорошую историю. А такой подход требует от его друзей взаимной отдачи. Будучи в АКВАРИУМЕ, нельзя не соответствовать уровню, задаваемому Гребенщиковым. Самое страшное — стать для него скучным и неинтересным». (Олег Сакмаров)
Тур «По Волге гуляет Рамзес молодой» сопровождался масштабными саундчеками, на которых исполнялась
почти вся рок-н-ролльная Вселенная — от Элвиса Пресли и Rolling Stones до Тома Петти и Grateful Dead.
«Когда мы пришли в группу, у каждого на гастролях был свой кипятильник, пакетик с едой, ножичек, все были, в общем, автономны. А через полгода ни у кого уже не было кипятильников, все ходили ко мне и к Нине (администратор «А») за чаем и всем прочим и занимались уже другим — это, наверное, очень смешно, но в туре «По Волге гуляет Рамзес молодой» на завтрак музыкантам выдавались витамины. Потому что надо. Я пришел из другой истории — из детского театра. О детях надо заботиться… И мы с Ниной о музыкантах заботились, кормили их домашними котлетами. Потом все поменялось, понадобились более жесткие вещи, но на этом туре это было так.
Концерт в Астрахани охраняли казаки в форме и с шашками, из зала Бориса пытались вынести на руках. Лето, тепло, хорошо, и все происходит само собой, потому что альбом уже случился. Были и бандиты: в Ярославле держали меня под пистолетом — в общем, полноценный такой был тур.
Был еще концерт в Москве для американских друзей. Там выступали Ярмольник со своим «Цыпленком табака» и АКВАРИУМ. Американцы расплатились за выступление большим количеством «Эл-Эс-Ди», а в поезд мы успели купить джин, а на закуску — ничего. Так и ехали, закусывая этим «ничего». (М. Гольд)
Песни продолжали писаться на гастролях и начали складываться в альбом с эпиграфом «Три самые выдающиеся личности в истории мирового рок-н-ролла — это Будда, Рамзес IV и то существо, которое вдохновляло Beatles».
«To, что записывалось для РАМЗЕСА, и то, что записывалось для КОСТРОМЫ, рождалось на ходу, на гастролях; в почеркушках, которые появлялись где-то, и невероятно приятно было находиться при этом рождении. И Борина борьба за звук, которая происходила даже не на концертах и репетициях. У меня есть ощущение, что Боря не очень понимает, как этот звук делать, поэтому сейчас и есть Рубекин, поэтому и есть Гончик — они более технологичны. У Бориса же есть ощущение, и это ощущение он разными способами пытается и пытался доносить. Для меня всегда было очевидно, что речь всегда шла только о том, как все должно звучать, — поэтому к нему люди приближались, так или иначе испытывались, смотрелись, проходили через дом, проводились все религиозные истории — все для того, чтобы объяснить, какое звучание должно существовать. Неумение донести технологично рождает попытки донести это эмоционально». (М. Гольд)
«Мы поставили перед собой сверхзадачу создания эйсид-альбома. который помог бы каждой песне стать дверью в определенную вселенную, — говорил БГ накануне сессии. — Это уже АКВАРИУМ 90-х — музыка без занудности. В идеале я хочу создать русскую музыку, которая будет на высоте 68-го года».
Сразу было понятно, что новый звук потребует серьезного размаха записи. Появилось желание попробовать применить уроки Radio Silence на родной почве.
«Рамзеса» — по совету Курехина — решили писать на студии «Ленфильма». Дальше была простая задача — найти денег. Я пошел к давним приятелям, занял денег и оплатил студию. Миша, который работал на студии, честно сказал, что не знает, как работает пульт «Моцарт», — в итоге с пультом возились Мартисов и Гончаров. Помещение было темное, неуютное, Борис пытался его освоить палочками и чем-то еще, оно не осваивалось. Борьба шла не на уровне записи, а на уровне попытки победить всю эту фигню, чтобы хоть что-то случилось. Хотя тогда была записана песня «Отец Яблок», привезенная из Алма-Аты, которая до этого ни разу не игралась, а сразу пошла на ленту». (М.Гольд)
Выбор тон-ателье «Ленфильма», представлявшего собой огромный зал, темный и холодный, оказался ошибочным. Саша Титов вспоминает, что с социалистической аурой закрытого предприятия, с пропускной системой и ощущением тотальной заброшенности музыканты боролись, как могли. Стоя над пультом, читали мантры. Задымили студию индийскими благовониями, нотам все равно скорее веяло симфониями Гостелерадио, чем «Алисой в Стране чудес».
«Нам хотелось отыграть весь материал «живьем», -вспоминает Алексей Зубарев. — Но тут началась мощнейшая психостения. Технические условия никакие, провода длиной 48 метров, и ни один звук до пульта не доходит… Какой микрофон ни ставь, от звука гитары и скрипок там не остается ничего. Криминал полный».
«Альбом записывали только-только сформированным составом, — вспоминает концертный «звуковик» АКВАРИУМА Саша Мартисов. — Музыканты, стиснув зубы, работали без комбиков, с какими-то странными барабанами. Это было тяжелое испытание для всех — АКВАРИУМ и технический персонал друг друга просто не понимали».
Когда все инструменты и вокал уже были прописаны, неожиданно выяснилось, что микшировать все это богатство на «Ленфильме» невозможно. Операторы не знали, как работает пульт.
Пришлось нести болванки на «Мелодию» к опытному звукорежиссеру Юрию Морозову.
Когда спустя некоторое время композицию «Летчик» перемастерили для французского сборника Boris Grebenchikov & Aquarium (1991 — 1994), слушателям стало понятнее, как именно представляли звук альбома музыканты.
«Рамзес» — один из самых любимых мною альбомов нового АКВАРИУМА. Наше посвящение мастерам психоделии 60-х. Сочетание точного изначального знания того, что должно получиться, и свободной импровизации во время записи. Плод слушания любимой музыки и страстного желания попасть в те же пространства, что и наши герои — «Битлз», Хендрикс и прочие божества.
Абсолютно гениальный по замыслу и аранжировкам альбом считается несовершенным по саунду, но я до сих пор люблю каждую его ноту, каждое слово. Ощущение чудесной атмосферы во время записи до сих пор живет во мне. А рождение «Отца Яблок» у ленфильмовского рояля — просто наглядное пособие по музыкальной импровизации.
Играл на флейте и органе-портативе в «Королевском утре» — как в открытый космос выходил. Хор мальчиков в «Летчике» должен был походить на пение ангелов, которое всегда звучало в нас, просто хотелось им поделиться». (Олег Сакмаров)
«На «Рамзесе» мы решили развернуться вовсю — как в России никто никогда не пробовал делать. Мы пошли на значительные расходы, чтобы сделать все по-настоящему. Выло желание сотворить что-то новое и нужное для нашей культуры — как будто мы одни вышли в большой мир, потом вернулись домой и попытались этот свой дом преобразовать. Я не хочу хвалить АКВАРИУМ, но тогда мы шли абсолютно против шерсти. В не слишком человеческих условиях мы пытались все делать по-человечески». (БГ)
Из книги А. Кушнира «Хедлайнеры»:
Ранним январским утром 2003 года я получил от БГ электронное письмо следующего содержания: Высылаю тебе твой текст по «Любимым песням Рамзеса IV» с рядом резких корректив. Как-то текст у тебя получился мрачным и скандальным. Все было не так плохо…
Комментарии Борис Борисовича меня не на шутку озадачили. Цитирую. «БГ-Бэнд» мог бы существовать и дальше, если бы они выносили друг друга, а не дрались, как только я выйду из комнаты , — описывал события 92 года Гребенщиков. — Березовой пил невыносимо, Петя Трощенков интересовался только собой, а Сакмаров что-то не поделил со Щуром и уговорил меня не играть с ним… После чего и последовала наша встреча с Титом… А то получается, что я интригами окончил «БГ-Бэнд». Это не в моем стиле, я прошу прощения!
Если исходить из этого эмоционально послания, действительно «все было не так уж плохо». Кто бы спорил? Лично я спорить не стал, внеся в текст про «Рамзеса IV» все необходимые правки. Антология ведь позиционируется как авторизованная — т.е. отражает позицию группы «Аквариум». И взгляды группы «Аквариум». А я — только ретранслятор. Нет проблем.
Mastered at Студия "Марафон"
Manufactured, Pressed by MPO
Distributed by ООО "Бомба Мьюзик"
Design Concept БГ
Design Original Font Эдуард Громаковский
Design Original Release Павел Павлик
Mastered by for Vinyl Евгений Гапеев
Mastered by Original Release Анатолий Воробей
Mixed by: Аквариум (01-07), А. Барашкин (08), Ю. Морозов (01-07)
Photography by Вадим (Д) Кондрадт
SoLyd Records
SLR LP A15
(C) BG, 1993, 2016
(C)&(P) SoLyd Records, 2016
BOMBA MUSIC
Производитель: MPO France Domaine de L'Orgerie. 53700 Averton, France
Оцифровка: mitay (rutracker.org)
СПАСИБО!!!
Комментариев нет:
Отправить комментарий