С января 1972 издавался в Англии, Испании, Германии, переиздавался в США (все под номером STCX 3385). В 1975 и в 1978 — в Японии. Это всё имеются в виду полные издания в коробке с 3 дисками и 64-страничным буклетом. Позже альбом выходил в урезанном виде: просто в конверте с разворотом и даже на 2 вместо 3 дисках, буклет был сокращён до 38 страниц и т.п.
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ КОНЦЕРТ
Точнее, было 2 концерта в один день — 1 августа 1971 года: один в 14:30, другой в 20:00. Оба на большой арене "Мэдисон Сквер Гарден" в Нью-Йорке. Концерты организовали Джордж Харрисон и его индийский друг, мастер ситара Рави Шанкар. Целью концертов было собрать материальную помощь беженцам из Восточного Пакистана, где весной 1971 года начался жестокий геноцид местного населения, и привлечь к этой проблеме внимание мировой общественности.
В самом начале буклета, прилагаемого к альбому, рассказывается история этой территории, о том как отличался Восточный Пакистан от Западного в расовом, языковом и культурном отношениях, как эти отличия привели к естественной борьбе за независимое государство Бангладеш, как политические силы Западного Пакистана жестоко подавляли эту борьбу, что вылилось весной 1971 года в настоящий геноцид бенгальского народа. К нему применялись обычные в таких случаях меры: депортация, этнические чистки, массовые убийства и изнасилования, в результате чего за девять месяцев Войны за независимость Бангладеша было убито несколько миллионов человек, изнасиловано несколько сотен тысяч женщин. Около десяти млн. человек бежали в соседнюю Индию.
Далее идёт рассказ Рави Шанкара, о том как близка ему боль Бангладеша, хотя он жил в Индии, он был бенгалиец по рождению, он пишет: "...и были убиты многие, включая моих дальних родственников, много друзей, среди которых были и мусульмане, и индусы, и даже люди из семьи моего Гуру; их дома сожжены, полностью уничтожены...
Я был страшно удручён происходящим и хотел что-нибудь сделать для народа Бангладеш. Я разговаривал с людьми из различных организаций в США и Европе, которые были заинтересованы в организации какого-нибудь благотворительного мероприятия. Необходимо было устроить нечто на высоком уровне, чтобы собрать много денег, а также привлечь широкое внимание к проблеме.
Поэтому я решил обратиться к Джорджу, решив, что если даже он сам не сможет принять участие, он сможет мне что-то посоветовать, попросить других артистов, заговорить, написать об этом публично, в общем что-то предпринять. Я думал тогда, было б здорово собрать 25-50 тысяч долларов.
Как только я обратился к нему, он был тронут моей заботой, я объяснил ему ситуацию и дал почитать много материала. Он стал вникать и читал не только мои материалы, но и из прочих источников. Американская пресса хорошо осветила всё, что происходило там с миллионами людей, описала их страдания, Джордж глубоко проникся этим и взялся не только помочь в организации, но и участвовать сам.
После этого дело пошло быстрее. Джордж позвонил Ринго в Испанию, где тот снимался в фильме, поговорил с Леоном Расселлом и другими прекрасными музыкантами с Восточного и Западного побережья. Он также договорился с мистером Клайном, который взял на себя административные и финансовые вопросы. Все они оказали настоящую поддержку. Боб Дилан также с радостью принял в этом участие. Всё было подготовлено за четыре-пять недель. Учитывая широкий масштаб мероприятия, столь короткий срок подготовки это пожалуй рекорд в мировой истории развлечений — и всё благодаря таким участникам."
Шанкар и не помышлял о больших достижениях, когда затевал это дело. У него была скромная мечта устроить собственный концерт на ситаре, возможно привлечь своего друга английского актёра Питера Селлерза, и собрать хотя бы 25 тыс. долларов. Джордж Харрисон не только привлёк музыкантов и организаторов. За ним стояла битловская корпорация Apple с её возможностью записать пластинки и снять фильм, что и было успешно осуществлено. С его вовлечением мероприятие поднялось на самый высокий уровень, был задействован суперзвёздный состав, а местом действия послужила одна из престижнейших площадок в Америке: нью-йоркский Madison Square Garden.
По свидетельству музыкального администратора битловской Apple Криса О'Делла, Харрисон сразу после телефонного разговора с Шанкаром стал обсуждать со своей женой Патти Бойд состав возможных участников. В первую очередь были названы Ринго Старр, Леннон, Клэптон, Расселл, Келтнер, Воорман, Престон и группа Badfinger. Одному из первых Джордж позвонил Бобу Дилану. Почти все из первого списка тут же согласились.
Местный индийский астролог посоветовал избрать начало августа как самый благоприятное время для концерта, и тут же выяснилось, что воскресенье 1 августа был единственным свободным днём в "Мэдисон Сквер Гарден".
В начале июля Харрисон специально для события записал песню "Bangla Desh" с Филом Спектором в качестве продюсера. Первый куплет описывает, как Рави Шанкар обратился к нему за помощью: "Друг пришёл ко мне с печалью в глазах/Сказал мне, что он хочет помочь, пока его страна не умерла". Потом Харрисон встретился в Лондоне с группой Badfinger, чтобы сообщить им, что не сможет продюсировать их альбом Straight Up.
13 июля 1971 Джордж встретился в Нью-Йорке с Ленноном, и тот согласился принять участие без Йоко Оно, на чём настаивал Харрисон. Но позже у Джона очевидно возникли трения с женой по этому поводу, так что он психанул и за два дня до концерта куда-то уехал из Нью-Йорка. Что касается Маккартни, тот сразу отклонил предложение Джорджа, считая, что ещё рановато для какого-то ни было объединения и объясняя это неприятными переживаниями, которые у него до сих пор не улеглись после разрыва с Битлз. Участие Ринго с самого начала не вызывало сомнений, он даже сделал перерыв в работе над фильмом Blindman, который снимался в испанском городе Альмерия.
В конце июля 1971 в Нью-Йорк съехались на репетиции с Харрисоном следующие музыканты: Билл Престон (клавиши), четверо участников Badfinger (акустические гитары и тамбурин), Клаус Воорман (бас) и ведущий сессионный ударник Америки Джим Келтнер, участвовавший в сольных проектах всех Битлов, кроме Пола Маккартни. Духовую секцию, прозванную "Голливудские дудки", составили: Джим Хорн, Чак Финдли, Джеки Келзо и Лу Маккрири. Леон Расселл подписался выступать только со своей группой. Менеджеры-организаторы мероприятия были сильно удивлены, что Эрик Клэптон настойчиво рвался участвовать, хотя всем было известно, что он едва ли был способен в то время играть по причине жёсткой героиновой зависимости.
На самом деле, серьёзных репетиций толком и не было, для некоторых музыкантов первая репетиция перед концертом состоялась во время саундчека, то есть настройки аппаратуры вечером 31 июля 1971. Клэптон приехал в состоянии ранней стадии героинового "отходняка". В день концерта, после безуспешных попыток девушки Эрика купить ему дозу героина на улице, гитарист вышел на сцену только после того, как один из кинооператоров дал ему немного метадона.
На последней репетиции Дилан сильно расстроил Харрисона, выразив сомнение, что сможет выступить в таком грандиозном мероприятии. "Послушай, я тоже не в своей тарелке," — отпарировал Джордж. "Ты по крайней мере, выступал перед толпой один, а я нет." Но когда на концерте пришёл черёд Боба, он нашёл в себе силы, вышел и прекрасно исполнил пять своих знаковых для шестидесятых акустических песен, включая "Blowin' in the Wind". По мнению Харрисона, выступление Дилана было коронным номером Концерта для Бангладеш.
Программы утреннего и вечернего концерта были приблизительно схожи. Разве что, как отметил кто-то из музыкальных критиков, на вечернем публика не так благосклонно принимала вступительную программу индусских музыкантов. Кстати, первоначально замышлялся только один концерт — вечером. Но билеты на него разошлись столь молниеносно, что решено было устроить дополнительный дневной.
Из технического персонала концерт обслуживали: Джонатан Таплин в качестве производственного менеджера; освещение обеспечивал Чип Монк (главный осветитель легендарного Вудстока-1969); аудиозаписью концерта на мобильной 16-каналке занимался Гари Келлгрен из находившейся неподалёку известной нью-йоркской студии Record Plant под руководством Фила Спектора и "людей Аллена Клайна"; киносъёмку события режиссировал Сол Свиммер. Официальными фотографами концерта были Том Уилкиз и Барри Файнштайн. Эта пара оформляла дизайн альбома Харрисона All Things Must Pass (1970).
После двух успешных концертов все участники устроили вечеринку after-party в подвальном клубе Ungano's. Дилан был в полном восторге. Как вспоминал Харрисон: "Он хватал, обнимал меня и говорил: "Боже! И чего мы не сделали три концерта?" У Харрисона и Престона хватило сил выступить ещё и на вечеринке, Фил Спектор тоже что-то играл, а Кит Мун, барабанщик из The Who, известный своей склонностью дебоширить с гусарским размахом, под утро разбил в клочья ударную установку, которая, как выяснилось, принадлежала Майку Гиббинсу из Badfinger.
СТЕНА ЗВУКА ФИЛА СПЕКТОРА
К микшированию альбома Харрисон с Филом Спектором приступили 2 августа 1971, то есть прямо на следующий день после концерта, и вся работа заняла чуть больше месяца. Сложность передачи звука в условиях концерта перед многотысячной аудиторией заставила применить фирменный метод микширования Фила Спектора, прозванный "стена звука". Вот как описал сам Спектор эту работу: "Там был сплошной хаос, и у нас ушло три часа, чтобы правильно расставить микрофоны для артистов. А когда пришла публика, мы стали ломать голову, как её озвучить."
И вместо стандартного микширования "группы" с чётким распределением каждого музыканта, был выбран вариант оркестра "Стена Звука": два ударника (Ринго Старр и Джим Келтнер), два клавишника (Билли Престон и Леон Расселл), шесть духовиков (под руководством Джима Хорна), три электрогитариста (Харрисон, Клэптор и Джесс Эд Дэвис), трио акустических гитар, которое "не слышно, но ощущается" (Пит Хэм, Том Эванс и Джоуи Молланд из Badfinger), семеро бэк-вокалистов (названные "Соул хор"), басист Клаус Воорманн и перкуссионист, четвёртый Badfinger.
Постпродакшн-вмешательство, то есть студийное редактирование после концерта, было минимальным. Харрисон дописал дабл-треком свой голос на переходах "While My Guitar Gently Weeps", а первый трек "Wah-Wah" собрал из лучших моментов его исполнения в обоих концертах. Индусская часть программы длилась на концерте 45 минут, пришлось её сильно урезать, дабы вместить на одну сторону пластинки. Только Леон Расселл был недоволен своей записью и перемикшировал её сам.
ДОБРЫЕ НАМЕРЕНИЯ И ФИНАНСОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Кассовый сбор с двух выступлений в Madison Square Garden составил $ 243,418.50. В декабре 1971 Capitol Records предоставила битловской Apple Corps чек на $3,750,000 в качестве аванса за дистрибуцию альбома The Concert for Bangladesh.
А далее начались трудности. Поскольку мероприятие не было заранее зарегистрировано в пользу Детского фонда ООН (UNICEF), его не сочли освобождённым от налогов, и большая часть денег как с мероприятия, так и с последующих продаж его записи и фильма, в течение 10 лет поступала в Налоговое управление США.
Параллельно завязалась драка между акулами шоубизнеса Capitol Records и Columbia/CBS Records за право дистрибуции альбома. Capitol являлась официальным дистрибутором Apple Corps в Америке, а Columbia/CBS была лейблом Боба Дилана. В конце концов, им удалось поделить сферы: В Северной Америке Capitol распространяла альбом на пластинках, а Columbia — на плёнках: стандартных кассетах и хай-эндовых 4-дорожечных лентах. Во всём остальном мире права на издание пластинок и плёнок The Concert for Bangladesh получила Columbia/CBS.
Кроме того, Capitol, ничтоже сумняшеся, пыталась выторговать у Харрисона дополнительную компенсацию эдак примерно в 400 тыс. долларов за "непосильные труды и затраты" на производство и дистрибуцию необычного комплекта из трёх дисков с буклетом в коробке. Однако Харрисон был непреклонен. Он заявил им, что поскольку все артисты участвовали в акции бесплатно, а Apple готовила весь комплект безвозмездно, записывающая компания "тоже должна чем-то поступиться".
Другой удар Харрисон получил на родине, вернувшись на Англию в сентябре 1971 с готовым миксом тройного альбома The Concert for Bangladesh. Британское Казначейство Ея Величества и слушать не хотело о благотворительной роли нового альбома и наложило на него налог с продаж, как на обычный коммерческий продукт. Пытаясь изменить ситуацию, Харрисон встретился с главой Казначейства Патриком Дженкиным, но тот отвечал ему: "Извините! Это очень хорошо, что у вас такие возвышенные идеалы, но Британия тоже нуждается в деньгах!"
В результате, в Британии альбом вышел в продажу по цене ?5.49, что Харрисон считал слишком дорого при средней цене на LP около 3 фунтов стерлингов.
Только в 1981, когда завершился аудит Apple Corps, в ООН поступили дополнительные 8,8 млн. долларов. На июнь 1985 сумма помощи Бангладеш от Концерта 1971 года составляла около 12 млн. долларов. Так что, когда Боб Гелдоф затеял свой Live Aid в 1985, наученный горьким опытом Харрисон досконально инструктировал его как обеспечить, чтобы вся сумма пожертвований пошла на пользу жертвам Эфиопского голода. В 1990-х годах Харрисон сказал: "Теперь это всё утряслось, и ООН имеет все права на эти деньги, я думаю Бангладеш получил уже порядка 45 млн. долларов с этой акции." Деньги с Концерта до сих пор продолжают поступать в ООН через учреждённый Битлом George Harrison Fund for UNICEF.
ПОСЛЕДСТВИЯ КОНЦЕРТА
На следующий день СМИ на все лады расхваливали это шоу. "Битломания сметает Город!" было типичным заголовком. Британский "Нью Мюзикл Экспресс" назвал событие "Величайшим рок-спектаклем десятилетия!" Появление Боба Дилана на одной сцене с экс-Битлами было сенсацией. Многие обозреватели назвали этот концерт "коротким пламенным возрождением всего лучшего, что было в шестидесятых".
Концерт для Бангладеш стал первым в мировой истории благотворительным мероприятием такого масштаба, в котором принял участие суперзвёздный состав, включая Джорджа Харрисона, Ринго Старра, Боба Дилана, Эрика Клэптона, Билли Престона, Леона Расселла и группу Badfinger. Два представления собрали 40 тысяч человек и свыше 250 тысяч долларов, которые пошли в Детский фонд ООН (UNICEF). Несмотря на некоторые финансовые трудности, возникшие впоследствие по причине первопроходства в этой области, тем не менее Концерт для Бангладеш считается успешным и эффективным гуманитарным проектом, достигшим своих целей — привлекшим значительные денежные средства и широкий общественный резонанс. Как спустя десятилетия оценил этот успех Рави Шанкар: "В один день весь мир узнал имя Бангладеш. Это просто фантастический случай."
Позже, в 1992 Харрисон сказал, вспоминая Концерт для Бангладеш: "Деньги, что мы собрали, это вторично. Главное, мы распространили слово и помогли прекратить эту войну... Мы показали, что музыканты и народ более гуманны, чем политики." Эту сторону характера Харрисона подчёркивает его биограф Гари Тиллери: "Концерт для Бангладеш раскрыл фигуру Харрисона как нечто большее, чем просто большая знаменитость... Он изменил отношение к артистам, показав, что они могут быть хорошими гражданами мира, способными поплатиться своим эго и платёжными чеками, чтобы помочь страдающим людям."
Лишь 14 лет спустя, в 1985 ирландскому рок-музыканту Бобу Гелдофу (The Boomtown Rats) удалось организовать подобное мероприятие - концерт Live Aid - в помощь голодающим Эфиопии, и он признался, что Концерт для Бангладеш был главным вдохновлением для него.
АЛЬБОМ
В конце ноября — период начала рождественских продаж и самое время для любой группы выпускать альбом — Харрисон принимал участие в одном ток-шоу на американском телеканале ABC, где пожаловался в эфире на жадность Capitol Records и пригрозил передать всю дистрибуцию альбома Columbia Records. На следующий день пресса раструбила, что Capitol "хочет срубить деньжат на жертвах голода", и компания быстро пошла на попятную, согласившись на условия Харрисона.
К тому времени "чёрный рынок" не сидел на месте и породил несколько бутлегерских изданий, основанных на записи из зала. Первый бутлег Bangla Desh вышел на пиратском лейбле Bang Records (LP 4022 A/B) и уместился на одной пластинке. Точно такая же запись вскоре вышла на другом лейбле Frt (brk 1001 ). И когда Capitol выпустила наконец The Concert For Bangla Desh 20 декабря 1971 в США, в магазинах пластинок появились плакаты: "Спаси голодающего ребёнка. Не покупай бутлег!" Впрочем, от покупки бутлега останавливала и элементарная разница в качестве. О качестве тех бутлегов можно догадаться по комментариям в интернете: "удовлетворительное моно, много шума толпы", "среднего качества запись из зала".
Цена была довольно высока и для США — $12.98 при средней цене LP 3-4 доллара. Тем не менее, The Concert For Bangla Desh за полтора месяца поднялся в США на 2-ое место, в Британии — на 1-ое и во многих странах занял подобные же позиции. В 1973 The Concert For Bangla Desh получил премию Грэмми как Альбом года. Харрисон не смог приехать на церемонию, и премию получал Ринго, утащив целый поднос наград по одной каждому исполнителю альбома.
(С) 1971 Apple Records, Inc.
Manufactured by Capitol Records, Inc.
Recorded at Madison Square Garden
Mixed at Record Plant, N.Y.C., A&M Studios
Pressed by Capitol Records Pressing Plant, Winchester
Оцифровка: komaresku (rutracker.org)
СПАСИБО!!!