Wikipedia

Результаты поиска

пятница, 28 января 2022 г.

ВЛАДИМИР СЕМЁНОВИЧ ВЫСОЦКИЙ . НАБОР ОТКРЫТОК. 1988

 ВЛАДИМИР СЕМЁНОВИЧ ВЫСОЦКИЙ 

 НАБОР ОТКРЫТОК. 1988 





1. ФОТО А. СААКОВА, Л. ЯБЛОНСКОЙ. 

ФОТОГРАФИИ ИЗ ЛИЧНЫХ АРХИВОВ Н. М. ВЫСОЦКОЙ И С. В. ВЫСОЦКОГО.   

Современники, 
                           окажите честь - 
Зачеркните был, 
                        напишите есть.
П. Вегин


   Владимир Семенович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве
в семье военнослужащего. В начале Великой Отечественной войны
он с матерью Ниной Максимовной эвакуировался в Оренбургскую область. Летом 1943 года они возврщаются в Москву. В 1945 году Владимир поступает в школу. с 1947 года он продолжает учебу в г. Эберсвальд (Германия), где живет в семье отца, Семена Владимировича. В 1949 году они переезжают в Москву.

     В 1955 году В. Высоцкий заканчивает среднюю школу и поступает в Московский инженерно-строительный институт имени В. В. Куйбышева, из которого уходит, не проучившись и года. В 1956 году поступает в Школу-студию МХАТ
имени В. И. Немировича - Данченко на актерское отделение, где занимается у Б. И. Вершилова, затем — У  П. В. Массальского и А. М. Комиссарова. В 1960 году окончив студию, он работает в Московском драматическом театре имени А. С. Пушкина и несколько месяцев — в Московском театре миниатюр. Тогда же начинает сниматься в кино. В 1960—1961 годах появляются его первые песни.
     В 1964 году В. Высоцкий поступает в Московский театр драмы и комедии на Таганке, где работает до 1980 года. В 1968 году выходит первая гибкая пластинка В. Высоцкого с песнями из кинофильма «Вертикаль», ав 1913—1976 годах еще четыре авторских миньона. В 1977 году фирма «Мелодия» выпускает двойной альбом с записью дискоспектакля «Алиса в стране чудес» с песнями Владимира Высоцкого, выходят три больших
авторских диска, записанных во Франции.
     Владимиром Высоцким написано более 600 песен и стихов, сыграно более 20 ролей на сцене театра, 30 ролей в кинокартинах и телефильмах, восемь — в радиоспектаклях.

«Владимир Высоцкий». © «Планета», 1988 г. 
24/8а-8101. 3. 2909. Доп. тир. 500 тыс. 10 к.
 ОТПРАВЛЯТЬ ПО ПОЧТЕ ТОЛЬКО В КОНВЕРТЕ


2. ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ СТУДЕНТ МИСИ. 

ФОТОГРАФИИ ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА   Н. М. ВЫСОЦКОЙ



БОЛЬШОЙ КАРЕТНЫЙ
Л. Кочаряну

Где твои семнадцать лет?
   На Большом Каретном.
Где твои семнадцать бед?
   На Большом Каретном.
Где твой черный пистолет?
   На Большом Каретном.
А где тебя сегодня нет?
   На Большом Каретном.

Помнишь ли, товарищ, этот дом?
Нет, не забываешь ты о нем.
Я скажу, что тот полжизни потерял,
Кто в Большом Каретном не бывал.
        
   Еще бы, ведь 
Где твои семнадцать лет?
   На Большом Каретном.
Где твои семнадцать бед?
   На Большом Каретном.
Где твой черный пистолет?
   На Большом Каретном.
А где тебя сегодня нет?
   На Большом Каретном.

Переименован он теперь,
‘Стало все по-новой там, верь не верь.
И все же, где б ты ни был,
где ты ни бредешь,
Нет-нет, да по Каретному пройдешь.

   Еще бы, ведь
Где твои семнадцать лет?
   На Большом Каретном.
Где твои семнадцать бед?
   На Большом Каретном.
Где твой черный пистолет?
   На Большом Каретном.
А где тебя сегодня нет?
   На Большом Каретном.

1962

«Владимир Высоцкий». © «Планета», 1988 г. 
24/8а-8101. 3. 2909. Доп. тир. 500 тыс. 10 к.
 ОТПРАВЛЯТЬ ПО ПОЧТЕ ТОЛЬКО В КОНВЕРТЕ




3. ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ СТУДЕНТ ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ.

ФОТОГРАФИЯ ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА   Н. М. ВЫСОЦКОЙ


ХОЛОДА

В холода, в холода
От насиженных мест
Нас другие зовут города, —
Будь то Минск, будь то Брест, —
В холода, в холода...

Неспроста, неспроста
От родных тополей
Нас суровые манят места —
Будто там веселей, —
Неспроста, неспроста.

Как нас дома ни грей —
Не хватает всегда
Новых встреч нам и новых друзей, —
Будто с нами беда,
Будто с ними теплей.

Как бы ни было нам
Хорошо иногда —
Возвращаемся мы по домам.
Где же наша звезда?
Может — здесь, может — там...

1965

«Владимир Высоцкий». © «Планета», 1988 г. 
24/8а-8101. 3. 2909. Доп. тир. 500 тыс. 10 к.
 ОТПРАВЛЯТЬ ПО ПОЧТЕ ТОЛЬКО В КОНВЕРТЕ



4. ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ. 

ФОТОГРАФИЯ ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА   Н. М. ВЫСОЦКОЙ




ОН НЕ ВЕРНУЛСЯ ИЗ БОЯ

Почему все не так? Вроде — все как всегда:
То же небо — опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух и та же вода...
Только — он не вернулся из боя.

Мне теперь не понять, кто же прав был из нас
В наших спорах без сна и покоя.
Мне не стало хватать его только сейчас —
Когда он не вернулся из боя.

Он молчал невпопад и не в такт подпевал»
Он всегда говорил про другое,
Он мне спать не давал, он с восходом вставал —
‚А вчера не вернулся из боя.

То, что пусто теперь, — не про то разговор:
Вдруг заметил я — нас было двое...
Для меня — будто, ветром задуло костер,
Когда он не вернулся из боя.

Нынче вырвалась, словно из плена, весна.
По ошибке окликнул его я:
«Друг, оставь покурить!» — а в ответ — тинтина...
Он вчера не вернулся из боя.

Наши мертвые нас не оставят в беде,
Наши павшие — как часовые...
Отражается небо в лесу, как в воде, —
И деревья стоят голубые.

Нам и места в землянке хватало вполне,
Нам и время текло — для обоих...
Все теперь — одному. Только кажется мне —
Это я не вернулся из боя.

1969

«Владимир Высоцкий». © «Планета», 1988 г. 
24/8а-8101. 3. 2909. Доп. тир. 500 тыс. 10 к.
 ОТПРАВЛЯТЬ ПО ПОЧТЕ ТОЛЬКО В КОНВЕРТЕ



5. МАРИНА ВЛАДИ И ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ. 

ФОТО В. ПЛОТНИКОВА.



Здесь лапы у елей дрожат на весу,
Здесь птицы щебечут тревожно —
Живешь в заколдованном диком лесу,
Откуда уйти невозможно.

Пусть черемухи сохнут бельем на ветру,
Пусть дождем опадают сирени, —
Все равно я отсюда тебя заберу
Во дворец, где играют свирели.

Твой мир колдунами на тысячи лет
Укрыт от меня и от света, —
И думаешь ты, что прекраснее нет,
Чем лес заколдованный этот.

Пусть на листьях не будет росы поутру,
Пусть луна с небом пасмурным в ссоре, —
Все равно я отсюда тебя заберу
В светлый терем с балконом на море.

В какой день недели, в котором часу
Ты выйдешь ко мне осторожно,
Когда я тебя на руках унесу
Туда, где найти невозможно?

Украду, если кража тебе по душе, —
Зря ли я столько сил разбазарил?!
Соглашайся хотя бы на рай в шалаше,
Если терем с дворцом кто-то занял.

1970

«Владимир Высоцкий». © «Планета», 1988 г. 
24/8а-8101. 3. 2909. Доп. тир. 500 тыс. 10 к.
 ОТПРАВЛЯТЬ ПО ПОЧТЕ ТОЛЬКО В КОНВЕРТЕ



6. ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ. 

ФОТО В. МУРАШКО



БЕГ ИНОХОДЦА

Я скачу, но я скачу иначе — 
По камням, по лужам, по росе.
Бег мой назван иноходью — значит:
По-другому, то есть — не как все.

Мне набили раны на спине,
Я дрожу боками у воды.
Я согласен бегать в табуне —
Но не под седлом и без узды!

Мне сегодня предстоит бороться, —
Скачки! — я сегодня фаворит.
Знаю, ставят все на иноходца, —
Но не я — жокей на мне хрипит!

Он вонзает шпоры в ребра мне,
Зубоскалят первые ряды...
Я согласен бегать в табуне —
Но не под седлом и без узды!

Нет, не будут золотыми горы —
Я последним цель пересеку:
Я ему припомню эти шпоры —
Засбою, отстану на скаку!..

Колокол! Жокей мой на коне —
Он смеется в предвкушенье мзды.
Ох, как я бы бегал в табуне —
Но не под седлом и без узды! 

Что со мной, что делаю, как смею —
Потакаю своему врагу!
Я собою просто не владею —
Я прийти не первым не могу!

Что же делать остается мне?
Вышвырнуть жокея моего —
И бежать, как будто в табуне, —
Под седлом, в узде, но — без него!

Я пришел, а он в хвосте плетется —
По камням, по лужам, по росе...
Я впервые не был иноходцем —
Я стремился выиграть, как все!

1970

«Владимир Высоцкий». © «Планета», 1988 г. 
24/8а-8101. 3. 2909. Доп. тир. 500 тыс. 10 к.
 ОТПРАВЛЯТЬ ПО ПОЧТЕ ТОЛЬКО В КОНВЕРТЕ



7. КОНЦЕРТНЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ.

ФОТО А. СТЕРНИНА, Н. ЩЕРБАКА.



Владимир Высоцкий начал петь свои песни со сцены в 1965 году. Сначала это были выступления с группой
его товарищей — актеров Театра на Таганке — Б. Хмельницким, А. Васильевым, В; Смеховым, В. Золотухиным, 3. Славиной, затем — сольные. А 18 января 1967 года по приглашению клуба песни «Восток» в Ленинграде состоялось
его первое официальное выступление. С этого года его стали все чаще приглашать с песнями в институты, на заводы, в клубы. Популярность его росла.География выступлений Владимира Высоцкого обширна: Москва, Ленинград, Куйбышев, Одесса, Архантельск, Киев, Кишинев, Таллин, Донецк, Горловка, Новокузнецк, Алма-Ата, Ташкент, Рига, Вильнюс, Ростов-на-Дону, Казань, Харьков, Северодонецк, Ворошиловград, Череповец, Ярославль, Калинин,
Орджоникидзе, Ставрополь, Грозный, Пятигорск, Минск, Навои, Зарафшан, Тбилиси, Калининград и многие другие города. Его слушали в Венгрии и Болгарии, во Франции и в ФРГ, в Канаде и в США. Он мог выступать и в небольшом клубном зале и на многотысячном стадионе, в цеху и на летном поле, на теплоходе и в кабине летящего самолета, в лагере альпинистов и в таежном поселке золотоискателей. Особенно любил, по его словам, петь перед
летчиками и моряками. Много выступал в воинских частях, перед студентами, которым непременно пел «Чужую колею». Последнее выступление Владимира Высоцкого состоялось 16 июля 1980 года в Калининграде под Москвой.

«Владимир Высоцкий». © «Планета», 1988 г. 
24/8а-8101. 3. 2909. Доп. тир. 500 тыс. 10 к.
 ОТПРАВЛЯТЬ ПО ПОЧТЕ ТОЛЬКО В КОНВЕРТЕ


8. КОНЦЕРТНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО

ФОТО А. СТЕРНИНА



Нет меня — я покинул Расею, —
Мои девочки ходят в соплях!
Я теперь свои семечки сею
На чужих Елисейских полях.

Кто-то вякнул в трамвае на Пресне:
«Нет его — умотал наконец!
Вот и пусть свои чуждые песни
Пишет там про Версальский дворец».

Слышу сзади — обмен новостями:
«Да не тот! Тот уехал — спроси!..  —
«Ах, не тот?!..» — и толкают локтями,
И сидят на коленях в такси.

А с которым сидел в Магадане,
Мой дружок по гражданской войне —
Говорит, что пишу ему: «Ваня! ,
Скушно, Ваня, — давай, брат, ко мне!»

Я уже попросился обратно —
Унижался, юлил, умолял...
Ерунда! Не вернусь, вероятно, —
Потому что я не уезжал!

Кто поверил — тому по подарку, —
Чтоб хороший конец, как в кино:
Забирай Триумфальную арку,
Налетай на заводы Рено!

Я смеюсь, умираю от смеха:
Как поверили этому бреду?! —
Не волнуйтесь — я не уехал,
И не надейтесь — я не уеду!

1970

«Владимир Высоцкий». © «Планета», 1988 г. 
24/8а-8101. 3. 2909. Доп. тир. 500 тыс. 10 к.
 ОТПРАВЛЯТЬ ПО ПОЧТЕ ТОЛЬКО В КОНВЕРТЕ



9.  КОНЦЕРТНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО.

ФОТО А. СТЕРНИНА.



Я все вопросы освешу сполна —
Дам любопытству удовлетворенье!
Да, у меня француженка жена —
Но русского она происхожденья.

Нет, у меня сейчас любовниц нет.
А будут ли? Пока что не намерен.
Не пью примерно около двух лет.
Запью ли вновь? Не знаю, не уверен.

Да нет, живу не возле «Сокола»...
В Париж пока что не проник...
Да что вы всё вокруг да около —
Да спрашивайте напрямик!

Я все вопросы освешу сполна —
Как на духу попу в исповедальне!
В блокноты ваши капает слюна —
Вопросы будут, видимо, о спальне...

Да, так и есть! Вот густо покраснел
Интервьюёр: «Вы изменяли женам?» —
Как будто за портьеру подсмотрел
Иль под кровать залег с магнитофоном.

Да нет, живу не возле «Сокола»...
В Париж пока что не проник...
Да что вы всё вокруг да около —
Да спрашивайте напрямик!

Теперь я к основному перейду —
Один, стоявший скромно в уголочке,
Спросил: «А что имели вы в виду
В такой-то песне и в такой-то строчке?»

Ответ: во мне Эзоп не воскресал,
В кармане фиги нет — не суетитесь, —
‚А что имел в виду — то написал, —
Вот — вывернул карманы — убедитесь!

Да нет, живу не возле «Сокола»...
В Париж пока что не проник...
Да что вы всё вокруг да около —
Да спрашивайте напрямик!

1971

«Владимир Высоцкий». © «Планета», 1988 г. 
24/8а-8101. 3. 2909. Доп. тир. 500 тыс. 10 к.
 ОТПРАВЛЯТЬ ПО ПОЧТЕ ТОЛЬКО В КОНВЕРТЕ



10. КОНЦЕРТНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО.

ФОТО В. ПЛОТНИКОВА.


Я НЕ ЛЮБЛЮ

Я не люблю фатального исхода,
От жизни никогда
 не устаю.
Я не люблю любое время года,
Когда веселых песен не пою.

Я не люблю холодного цинизма,
В восторженность не верю, и еще —
Когда чужой мои читает письма,
Заглядывая мне через плечо.

Я не люблю, когда — наполовину
Или когда прервали разговор.
Я не люблю, когда стреляют в спину,
Я также против выстрелов в упор.

Я ненавижу сплетни в виде версий,
Червей сомненья, почестей иглу,
Или — когда все время против шерсти,
Или — когда железом по стеклу.

Я не люблю уверенности сытой, —
Уж лучше пусть откажут тормоза.
Досадно мне, что слово «честь» забыто
И что в чести наветы за глаза.

Когда я вижу сломанные крылья —
Нет жалости во мне, и неспроста:
Я не люблю насилье и бессилье, —
Вот только жаль распятого Христа.

Я не люблю себя, когда я трушу,
Досадно мне, когда невинных бьют.
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более — когда в нее плюют.

Я не люблю манежи и арены:
На них мильон меняют по рублю, —
Пусть впереди большие перемены —
Я это никогда не полюблю!

1969

«Владимир Высоцкий». © «Планета », 1988 г. 
24/8а-8101. 3. 2909. Доп. тир. 500 тыс. 10 к.
 ОТПРАВЛЯТЬ ПО ПОЧТЕ ТОЛЬКО В КОНВЕРТЕ



11. КАДРЫ ИЗ ФИЛЬМОВ: 

"КОРОТКИЕ ВСТРЕЧИ", "ПЛОХОЙ ХОРОШИЙ ЧЕЛОВЕК",
"МЕСТО ВСТРЕЧИ ИЗМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ",
"СКАЗ ПРО ТО, КАК ЦАРЬ ПЕТР АРАПА ЖЕНИЛ", 

... Пусть кружит над Москвою 
                      охрипший его баритон,
                                                   Ну а вместе с ним
           посмеёмся и вместе поплачем.
    Б. ОКУДЖАВА


Дебют Владимира Высоцкого в кино состоялся в 1959 году (эпизод в кинофильме «Сверстницы» режиссера В. Ордынского). Затем он снимался у таких мастеров, как А. Столпер, И. Хейфиц, М. Швейцер, К. Муратова, А. Митта, С. Говорухин...   Известны его актерские работы в картинах «Хозяин тайги» (1968 г.), «Четвертый» (1972 г.), «Плохой хороший человек» (1973 г.), «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (1976 г.). Особую популярность Высоцкому-киноактеру принесли две роли в телевизионных фильмах — Жеглова («Место встречи изменить нельзя»,1979 г.) и Дона Гуана («Маленькие трагедии», 1980 г.).
     Во многих фильмах звучат его песни: «Я родом из детства» (1965 г.), «Вертикаль» (1967 г.), «Опасные гастроли» (1969 г.), «Война под крышами», «Сыновья уходят в бой» (1971 г.), «Ветер надежды» (1975 г.) и т. д.

     Но по общему признанию, судьбу Владимира Высоцкого в кино нельзя назвать удачной, кинематограф не использовал всех возможностей актера. Половина сыгранных ролей — эпизодические. В фильме «Служили два товарища» (1968 г.) роль поручика Брусенцова, работу над которой В. Высоцкий вспоминал с особой теплотой, была задумана как главная, но из главной ее «урезали» до второстепенной. Судьба двух других любимых работ также сложилась драматично. Фильм «Короткие встречи» вышел на широкий экран в 1987 году, спустя 20 лет после его создания. «Интервенция» появилась на экране после его смерти, пролежав «на полке» 19 лет.

     Владимиру Высоцкому не суждено было узнать, что за лучшее исполнение мужской роли в фильме «Плохой хороший человек» ему был присужден приз Международного кинофестиваля в Тернини (Италия) и специальный приз IХ Всесоюзного фестиваля телефильмов в Ереване за создание образа Жеглова в фильме «Место встречи изменить нельзя». В 1987 году Владимиру Высоцкому присуждена Государственная премия СССР (посмертно).

«Владимир Высоцкий». © «Планета», 1988 г. 
24/8а-8101. 3. 2909. Доп. тир. 500 тыс. 10 к.
® ОТПРАВЛЯТЬ ПО ПОЧТЕ ТОЛЬКО В КОНВЕРТЕ

«Владимир Высоцкий». © «Планета », 1988 г. 
24/8а-8101. 3. 2909. Доп. тир. 500 тыс. 10 к.
 ОТПРАВЛЯТЬ ПО ПОЧТЕ ТОЛЬКО В КОНВЕРТЕ


12. ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ В РОЛИ ДОНА ГУАНА,

ТЕЛЕФИЛЬМ "МАЛЕНЬКИЕ ТРАГЕДИИ"
ФОТО В. МУРАШКО


Штормит весь вечер, и пока
Заплаты пенные латают
Разорванные швы песка —
Я наблюдаю свысока,
Как волны головы ломают.
И я сочувствую слегка
Погибшим — но издалека.-

Я слышу хрип, и смертный стон,
И ярость, что не уцелели, —
Еще бы — взять такой разгон,
Набраться сил, пробить заслон —
И голову сломать у цели...
И я сочувствую слегка
Погибшим — но издалека.

А ветер снова в гребни бъет
И гривы пенные ерошит.
Волна барьера не возьмет, —
Ей кто-то ноги подсечет —
И рухнет взмыленная лошадь.
И посочувствуют слегка
Погибшей ей, — издалека.

Придет и мой черед вослед:
Мне дуют в спину, гонят к краю.
В душе — предчувствие, как бред, —
Что надломлю себе хребет —
И тоже голову сломаю.
Мне посочувствуют слегка —
Погибшему, — издалека.

Так многие сидят в веках
На берегах — и наблюдают
Внимательно и зорко, как
Другие рядом на камнях
Хребты и головы ломают.
Они сочувствуют слегка
Погибшим — но издалека.

1973

«Владимир Высоцкий». © «Планета », 1988 г. 
24/8а-8101. 3. 2909. Доп. тир. 500 тыс. 10 к.
 ОТПРАВЛЯТЬ ПО ПОЧТЕ ТОЛЬКО В КОНВЕРТЕ



13. ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ В РОЛИ БРОДСКОГО,

КИНОФИЛЬМ "ИНТЕРВЕНЦИЯ"


ПЕСНЯ 0 ДРУГЕ

Если друг                                     
                оказался вдруг
И не друг, и не враг,                    
                                а — так...
Если сразу не разберешь,         
    Плох он или хорош, —                  
  Парня в горы тяни —                  
                                   рискни! —

Не бросай одного                      
                           его:
  Пусть он в связке в одной         
                                       с тобой —
    Там поймешь, кто такой               

Если парень в горах —           
                                             не ах,
     Если сразу раскис —                  
                                             и вниз,
Шаг ступил на ледник  —     
                                               и сник,
Оступился — и в крик, —     
Значит, рядом с тобой —     
                                                чужой,
                  Ты его не брани —                                   
                                       гони:
Вверх таких не берут,           
                                             и тут —
Про таких не поют.                
Если ж он не скулил,            
                                           не ныл,
Пусть он хмур был и зол,   
                                                    но шел,
А когда ты упал                   
                            со скал,
Он стонал,                            
                 но держал,
Если шел он с тобой          
                                                 как в бой,
                    На вершине стоял — хмельной, —     
       Значит, как на себя самого      
Положись на него.              

1966

«Владимир Высоцкий». © «Планета », 1988 г. 
24/8а-8101. 3. 2909. Доп. тир. 500 тыс. 10 к.
 ОТПРАВЛЯТЬ ПО ПОЧТЕ ТОЛЬКО В КОНВЕРТЕ



14. ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ В РОЛИ ПОРУЧИКА БРУСЕНЦОВА,

КИНОФИЛЬМ "СЛУЖИЛИ ДВА ТОВАРИЩА"


О ФАТАЛЬНЫХ ДАТАХ И ЦИФРАХ

Моим друзьям — поэтам
Кто кончил жизнь трагически, тот — истинный поэт,
А если в точный срок, так — в полной мере:

На цифре 26 один шагнул под пистолет,
Другой же — в петлю слазил в «Англетере».
А в 33 Христу — он был поэт, он говорил:

«Да не убий!» Убъешь — везде найду, мол.
Но — гвозди ему в руки, чтоб чего не сотворил,
Чтоб не писал, и чтобы меньше думал.

С меня при цифре 37 в момент слетает хмель, —
Вот и сейчас — как холодом подуло:
Под эту цифру Пушкин подгадал себе дуэль

И Маяковский лег виском на дуло.
Задержимся на цифре 37! Коварен Бог —
Ребром вопрос поставил: или — или!

На этом рубеже легли и Байрон, и Рембо, —
А нынешние — как-то проскочили.
Дуэль не состоялась, или — перенесена,

А в 33 распяли, но — не сильно,
А в 37 ! — не кровь, да что там кровь! — и седина
Испачкала виски не так обильно.

«Слабо стреляться?!» В пятки, мол, давно ушла душа! —
Терпенье, психопаты и кликуши!
Поэты ходят пятками по лезвию ножа —

И режут в кровь свои босые души!
На слово «длинношеее» в конце пришлось три е, —
Укоротить поэта! — вывод ясен,—

И нож в него! — но счастлив он
висеть на острие,
Зарезанный за то, что был опасен!

Жалею вас, приверженцы фатальных
дат и цифр, —
Томитесь, как наложницы з гареме!

Срок жизни увеличился — и,
может быть, концы
Поэтов отодвинулись на время!

1971

«Владимир Высоцкий». © «Планета », 1988 г. 
24/8а-8101. 3. 2909. Доп. тир. 500 тыс. 10 к.
 ОТПРАВЛЯТЬ ПО ПОЧТЕ ТОЛЬКО В КОНВЕРТЕ



15. СЦЕНЫ ИЗ СПЕКТАКЛЕЙ:

"ДЕСАТЬ ДНЕЙ, КОТОРЫЕ ПОТРЕСЛИ МИР", "ГАМЛЕТ", "ЖИЗНЬ ГАЛИЛЕЯ"

ФОТО  В. ПЛОТНИКОВА, А. СТЕРНИНА, Ю. ЗЕНКОВИЧА


Врубите Высоцкого
в полную силу
без всякого цоколя
в небо России!

А. ВОЗНЕСЕНСКИЙ.


Первая самостоятельная роль Владимира Высоцкого в Московском
театре драмы и комедии на Таганке — драгунский капитан в спектакле «Герой нашего времени» — спектакле, просуществовавшем недолго, и о котором он позже вспоминал с иронией. На сцене этого театра Владимир Высоцкий играл в спектаклях по произведениям А. Вознесенского «Антимиры», «Берегите ваши лица», Дж. Рида «Десять дней, которые потрясли мир», В. Маяковского «Нослушайте!», по стихотворениям по-этов военного поколения «Павшие и живые». Им были сыграны такие  роли, как Галилей в спектакле по пьесе Б. Брехта «Жизнь Галилея», беглый каторжник Хлопуша в спектакле по драматической поэме С. Есенина «Пугачев», безработный летчик Янг Сун в «Добром человеке из Сезуана» Б. Брехта, Лопахин в «Вишневом саде» А. Чехова. Последней премьерой Владимира Высоцкого на сцене стала роль Свидригайлова в спектакле «Преступление и наказание» Ф. Достоевского.

Но самой значительной ролью Владимира Высоцкого в театре осталась его работа в шекспировском «Гамлете». Этот спектакль, в котором В. Высоцкий был единственным исполнителем главной роли, видели зрители Москвы и Ленинграда, Минска и Тбилиси, городов Болгарии, Югославии, Венгрии, Франции,
Польши. Эта роль была сыграна им 211 раз. В 1976 году спектакль «Гамлет» получил первую премию на десятом юбилейном Белградеком интернациональном фестивале (БИТЕФ), в 1977 году во Франции ему была присуждена высшая премия французской критики как лучшему иностранному спектаклю года, а в 1980’году — первая премия на втором Международном фестивале «Варшавские встречи». Владимир Высоцкий написал песни ко многим спектаклям, поставленным в Театре на Таганке, а также в Театре сатиры, «Современнике» и
Театре имени М. Н. Ермоловой. Это «Последний парад» А. Штейна, «Свой остров» Р. Каугвера, «Звезды для лейтенанта» Э. Володарского.

«Владимир Высоцкий». © «Планета », 1988 г. 
24/8а-8101. 3. 2909. Доп. тир. 500 тыс. 10 к.
 ОТПРАВЛЯТЬ ПО ПОЧТЕ ТОЛЬКО В КОНВЕРТЕ


16. СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ:

"ВИШНЕВЫЙ САД

РАНЕВСКАЯ - АЛЛА ДЕМИТОВА
ЛОПАХИН - ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ

ФОТО  В. ПЛОТНИКОВА

Проложите, проложите
Хоть туннель по дну реки,
И без страха приходите
На вино и шашлыки.

И гитару приносите,
Подтянув на ней колки,—
Но не забудьте — затупите
Ваши острые клыки.

А когда сообразите —
Все пути приводят в Рим, —
Вот тогда и приходите,
Вот тогда поговорим.

Нож забросьте, камень выньте
Из-за пазухи своей,
И перебросьте, перекиньте
Вы хоть жердь через ручей.

За посев ли, за покос ли —
Надо взяться, поспешать, —
А прохлопав, сами после
Локти будете кусать.

Сами будете не рады,
Утром вставши, — вот те раз! —
Все мосты через преграды
Нереброшены без нае.

Так проложите, проложите
Хоть туннель по дну реки!
Но не забудьте — затупите
Ваши острые клыки!

1972

.
«Владимир Высоцкий». © «Планета », 1988 г. 
24/8а-8101. 3. 2909. Доп. тир. 500 тыс. 10 к.
 ОТПРАВЛЯТЬ ПО ПОЧТЕ ТОЛЬКО В КОНВЕРТЕ



17. ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ В РОЛИ ГАМЛЕТА

ФОТО  В. ПЛОТНИКОВА

КОНИ ПРИВЕРЕДЛИВЫЕ

Вдоль обрыва, по-над пропастью, по самому по краю
Я коней своих нагайкою стегаю, погоняю...
Что-то воздуху мне мало — ветер пью, туман глотаю, —
Чую с гибельным восторгом: пропадаю, пропадаю!

Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!
Вы тугую не слушайте плеть!
Но что-то кони мне лопались привередливые —
и дожить не успел, мне допеть не успеть.

Я коней напою,                                           
                  я куплет допою —
          Хоть мгновенье еще постою                              
                                                на краю...

Сгину я — меня пушинкой ураган сметет с ладони,
И в санях меня галопом повлекут по снегу утром, —
Вы на шаг неторопливый перейдите, мои кони,
Хоть немного, но продлите путь к последнему приюту!

Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!
Не указчики вам кнут и плеть.
Но что-то кони мне попались привередливые —
И дожить не успел, мне допеть не успеть.

   Я коней напою,                                       
                             я куплет допою —
 Хоть мгновенье еще постою              
                                                        на краю...

Мы успели: в гости к Богу не бывает опозданий, —
Что ж там ангелы поют такими злыми голосами?!
Или это колокольчик весь зашелся от рыданий,
Или я кричу коням, чтоб не несли так быстро сани?!

Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!
Умоляю вас вскачь не лететь!
Но что-то кони мне попались
                                                       привередливые
Коль дожить не успел            
                                             так хотя бы — допеть!
  Я коней напою,                         
                                         я куплет допою — 
Хоть мгновенье еще постою
                                                                      на краю...


1972

«Владимир Высоцкий». © «Планета », 1988 г.
24/8а-8101. 3. 2909. Доп. тир. 500 тыс. 10 к.
 ОТПРАВЛЯТЬ ПО ПОЧТЕ ТОЛЬКО В КОНВЕРТЕ



18. ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ

ФОТО  В. БАЖЕНОВА. 

ЭТА СМЕРТЬ НЕ МОЯ -       
               ЕСТЬ УЩЕРБ  И ЗАЧЁТ
ЖИЗНИ КРОВНО МОЕЙ,   
                            ЛБОМ УПЕРШЕЙСЯ В СТЕНУ.

Б. АХМАДУЛИНА.


Владимир Высоцкий умер 25 июля 1980 года и похоронен на Ваганьковеком кладбище в Москве. Его могила круглый год усыпана живыми цветами. О нем много пишут, о нем делают кинофильмы и телепередачи, выходят его пластинки и книги. Садоводы называют его именем лучшкие сорта цветов, альпинисты —

труднодоступные горные перевалы. Поэты, художники, композиторы посвящают ему свои произведения. Слова его песен высекают на мраморе обелисков в честь погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Он продолжает жить в стихах, песнях, названиях улиц. Его именем работники Крымской астро-
физической обсерватории назвали малую планету «Владвысоцкий».

Корабли постоят — и ложатся на курс, —
Но они возвращаются сквозь непогоды...
Не пройдет и полгода — и я появлюсь, —
Чтобы снова уйти,
Чтобы снова уйти на полгода.

Возвращаются все — кроме лучших друзей,
Кроме самых любимых и преданных женщин.
Возвращаются все — кроме тех, кто нужней,—
Я не верю судьбе,
Я не верю судьбе, а себе — еще меньше.

Но мне хочется верить, что это не так,
Что сжигать корабли скоро выйдет из моды.
Я, конечно, вернусь — весь в друзьях и в делах, —
Я, конечно, спою,
Я, конечно, спою — не пройдет и полгода.

Я, конечно, вернусь — весь в друзьях и в мечтах, —
Я, конечно, спою,
Я, конечно, спою, — не пройдет и полгода.

1967

«Владимир Высоцкий». © «Планета », 1988 г. 
24/8а-8101. 3. 2909. Доп. тир. 500 тыс. 10 к.
 ОТПРАВЛЯТЬ ПО ПОЧТЕ ТОЛЬКО В КОНВЕРТЕ





Владимир Высоцкий


Наверное, у каждого человека, знакомого с песенным творчеством Владимира Высоцкого, есть «свой собственный Высоцкий», есть песни, которые нравятся больше других. Нравятся потому, что они чем-то роднее, ближе, убедительнее. «Свой Высоцкий» есть и у меня.
Был такой вроде бы неплохой фильм — «Вертикаль». Был и прошел. А песни, написанные Владимиром Высоцким для этого фильма, остались. Были еще фильмы, были спектакли, которые «озвучивал» Высоцкий, и очень часто песни, созданные им, оказались как бы на несколько размеров больше самого фильма или спектакля. Каждый раз у этих песен начиналась своя отдельная (и очень интересная!) жизнь. Они сразу же шли к людям, шли, будто бы минуя экран или сцену.


И особенно ясно это понимаешь, когда вслушиваешься в песни, написанные Владимиром Высоцким о войне... На мой взгляд, песня «Он не вернулся из боя» — одна`из главных в творчестве Высоцкого. В ней, помимо интонационной и психологической достоверности, есть и ответ на вопрос: почему поэт, человек, который по своему возрасту явно не мог принимать участия в войне, все-таки пишет о ней, более того —не может не писать? Песни Высоцкого о войне — это, прежде всего, песни очень настоящих людей. Людей из плоти и крови. Сильных, усталых, мужественных, добрых. Таким людям можно доверить и собственную жизнь, и Родину. Такие не подведут.

У Владимира Высоцкого есть песни, которые чем-то похожи на роли. Роли из никем не поставленных и — более того — никем еще не написанных пьес. Пьесы с такими ролями, конечно, могли бы быть написаны, могли бы появиться на сцене. Пусть не  сегодня, так завтра, не завтра, так послезавтра. Но дело в том, что ждать до завтра Высоцкий не хотел. Он хотел играть эти роли сегодня, сейчас, немедленно! И потому сочинял их сам, сам был режиссером и исполнителем.

Он торопился, примерял на себя одежды, характеры и судьбы других людей — смешных и серьезных, практичных и бесшабашных, реальных и выдуманных. Он влезал в их заботы, проблемы, профессии и жизненные принципы, демонстрировал их способ мыслить и манеру говорить. Он импровизировал, увлекался, преувеличивал, был дерзок и насмешлив, дразнил и разоблачал, одобрял и поддерживал. Причем все это он делал так талантливо, так убедительно, что иные слушатели даже путали его с теми персонажами, которых он изображал в своих песнях. Путали и — восторгались. Путали и — недоумевали. А Высоцкий вроде бы и не обращал на это никакого внимания. Он снова и снова выходил на сцену, продолжал сочинять и петь свои — всегда неожиданные, разноплановые, злободневные — «песни-роли». И в общем-то это уже были не роли, а, скорее, — целые пьесы со своими неповторимыми характерами, непридуманными конфликтами, точно выстроенным сюжетом.

Исполняя их, Высоцкий мог быть таким грохочущим, таким штормовым и бушующим, что людям, сидящим в зале, приходилось, будто от сильного ветра, закрывать глаза и втягивать головы в плечи. И казалось: еще секунда — и рухнет потолок, и взорвутся динамики, не выдержав напряжения, а сам Высоцкий упадет, задохнется, умрет прямо на сцене... Казалось: на таком нервном накале невозможно петь, нельзя дышать! А он пел. Он дышал. Зато следующая его песня могла быть потрясающе тихой. И от этого она еще больше западала в душу. Высоцкий, который только что казался пульсирующим сгустком нервов, вдруг становился воплощением возвышенного спокойствия, становился человеком, постигшим все тайны бытия. И каждое слово звучало по-особому трепетно.

Высоцкий пробовал себя в разных интонациях, он искал для своих «пьес» все новые и новые краски, новые детали, и потому его песни имеют несколько авторских вариантов, изменений, сокращений. И в этом — тоже он, Высоцкий, — его натура, его неудовлетворенность собой, его способ творчества. Можно сказать, что дверь в его «творческую лабораторию» была постоянно распахнута. Он был весь на виду. Со всеми своими удачами и неудачами, находками и проколами, сомнениями и убежденностью. Он написал много песен. И, конечно, не все они равные. Но это всегда — неровность дороги, ведущей к постижению истины, к открытию людей и, значит, — к открытию самого себя... Он был невероятно популярен. Достать билет на его выступление было намного труднее, чем «пробиться» летом в сочинскую или ялтинскую гостиницу. Но если для нормальных людей Владимир Высоцкий был своим, был близким, необходимым и любимым актером, то для мещанствующих снобов он, прежде всего, был «модным». А он ненавидел мещан. И снобов — презирал. Любых. Недаром у него есть горькая и злая песня, которая заканчивается такими словами:

Не надо подходить к чужим столам
и отзываться, если окликают.

Однако когда Владимира Высоцкого окликали не снобы, а люди — просто люди,— он поворачивался всем корпусом и отзывался всем сердцем! Вспомните, к примеру, его «сказочные песни». Те самые, которые он писал для «Алисы в стране чудес», для кинофильма «Иван-да-Марья» и просто так — для себя. Дети, общаясь со взрослыми, моментально распознают, кто из взрослых с ними — на равных, а кто только «прикидывается» ребенком. Так вот, сочиняя свои «детские сказочные песни», Владимир Высоцкий ребенком никогда не прикидывался. Он просто был им.
За хриплым напряженным голосом и жесткой манерой пения до поры до времени скрывалась восторженная и добрая ребячья душа, прятался человек, гораздый на выдумку и озорство, умеющий верить в чудо и создавать его... Могу сказать: когда я впервые услышал эти песни, у меня долго не проходило какое-то ощущение свежести, улыбки, доброты. И яеще больше поверил в истину: даже тогда, когда в начале сказки все «страшно, аж жуть!», — в конце ее все страхи обязаельно исчезают, там непременно светит солнце и торжествует добро!
По этим сказкам видно, как радостно он работал над ними, буквально «купаясь» в теме! Я даже вижу, как он улыбался, записывая лихие, частушечные, виртуозис сделанные строки. Так поют скоморохи на сказочной ярмарке. Такого раскованного и — одновременно — точного обращения со словом, непринужденного владения разговорными интонациями в стихах добиться очень трудно. А Высоцкий добивался. Но он умел быть не только добрым. И не только покладистым. Когда некоторые «весьма специфические» зарубежные доброхоты пробовали его «на излом», то Выcоцкий, оставаясь самим собой, разговаривал с ними жестко и однозначно. Родину свою в обиду он не давал никому. Так кем же он все-таки был — Владимир Высоцкий? Кем он был больше всего? Актером? Поэтом? Певцом? Я не знаю. Знаю только, что он был личностью. Явлением. И факт этот в доказательствах уже не нуждается... Высоцкий продолжает свою жизнь. Его сегодня можно услышать в городских многоэтажках и сельских клубах, на огромных стройках и на маленьких полярных станциях, в рабочих общежитиях и в геологических партиях. Вместе с нашими кораблями песни Высоцкого уходят в плавания по морям и океанам нашей планеты. Вместе с самолетами взмывают в небо. А однажды даже из космоса донеслось:

Если друг оказался вдруг
и не друг и не враг, а — так...

Эту песню пел звездный дуэт космонавтов в составе В. Коваленка и А. Иванченкова. И надо сказать, что здесь все было на высоте — и песня, и исполнение!.. Лучшие песни Владимира Высоцкого — для жизни. Они — друзья людей. В песнях этих есть то, что может поддержать тебя в трудную минуту, — есть неистощимая сила, непоказная нежность и размах души человеческой. А еще в них есть память. Память пройденных дорог и промчавшихся лет. Наша с вами память... Когда-то он написал:

...Но кажется мне, не уйдем мы с гитарой
на заслуженный и нежеланный покой...

Правильно написал!
Роберт Рождественский
На 1-й сторонке обложки: Владимир Высоцкий
Фото В. Плотникова
На клапане: уголок кабинета в доме Владимира Высоцкого
Фото В. Акопяна


Фото В. Плотникова, А. Стернина, В. Мурашко, из личного архива
Н. М. Высоцкой и.С. В. Высоцкого и других. «Владимир Высоцкий».
Комплект из 18 черно-белых открыток. Автор-составитель А. Крылов,
вступительная статья Р. Рождественского перепечатана в сокращении
из книги «Нерв» (издательство «Современник», 1982 г.). Обложка и макет
художника А. Юркевича. Москва. «Планета», 1988 г. Редактор Л. Петро-
сова. Художественный редактор Л. Дружинина. Технический редактор
Н. Стерина. Корректор Н. Коршунова. © «Планета», 1988 г. 24/8а-8101.
3. 2909. КИК. Доп. тир. 500 000 экз. Цена 2 руб.

ССЫЛКА:

СКАЧАТЬ ИЛИ ПРОСМОТРЕТЬ






Комментариев нет:

Отправить комментарий