Ф. ШОПЕН (1810-1849).1969.
НОКТЮРНЫ.
МИХАИЛ ВОСКРЕСЕНСКИЙ (ФОРТЕПИАНО) 2LP (АОЛЗГ)
Мелодия 33Д 024263—66
ГОСТ 5289-68, Вторая гр. - 1-4. 1-00
2 х Винил, 2 LP, Моно, 33 1/3, Альбом
Matrix: (Side A): 33Д024263/4-4 1, (Side B): 33Д024264/4-9 2,
Matrix: (Side C): 33Д024265/2-6 3, (Side D): 33Д024266/1-3 4
Страна: Россия
Выпущен: 1969
Жанр: Classical, Romantic
mp3 320 кбит/сек. 261 Mb
Продолжительность: 56:10+52:37 (1:48:47)
СОДЕРЖАНИЕ:
1 ПЛАСТИНКА:
СТОРОНА 1
01. № 19, Ми Минор, Соч. 72. № 1 - 03:35
02. № 1, Си Бемоль Минор, Соч. 9. № 1 - 05:37
03. № 2, Ми Бемоль Мажор, Соч. 9, № 2 - 04:25
04. № 3, Си Мажор, Соч. 9. № 3 - 06:35
05. № 4, Фа Мажор, Соч. 15. № 1 - 04:40
06. № 5, Фа Диез Мажор, Соч. 15. № 2 - 03:38
СТОРОНА 2
07. № 6, Соль Минор, Соч. 15. № 3 - 04:55
08. № 7, До Диез Минор, Соч. 27. № 1 - 05:40
09. № 8, Ре Бемоль Мажор, Соч. 27. № 2 - 06:04
10. № 9, Си Мажор, Соч. 32. № 1 - 05:27
11. № 10, Ля Бемоль Мажор, Соч. 32. № 2 - 05:52
2 ПЛАСТИНКА:
СТОРОНА 3
12. № 11, Соль Минор, Соч. 37. № 1 - 06:20
13. № 12, Соль Мажор, Соч. 37. № 2 - 06:10
14. № 13, До Минор, Соч. 48. № 1 - 05:50
15. № 14, Фа Диез Минор, Соч. 48. № 2 - 07:30
СТОРОНА 4
16. № 15, Фа Минор, Соч. 55. № 1 - 05:00
17. № 16, Ми Бемоль Мажор, Соч. 55. № 2 - 05:10
18. № 17, Си Мажор, Соч. 62. № 1 - 06:30
19. № 18, Ми Мажор, Соч. 62. № 2 - 05:30
20. № 20, До Диез Минор, Соч. Посмертное - 04:08
Ноктюрны — жанр, в котором, едва ли не в наибольшей степени, выразились характерные черты фортепианной лирики Шопена. Истоки лирико-драматических образов и тем всех 20 ноктюрнов композитора нужно искать не столько в личной судьбе, вернее в личной трагедии польского художника-патриота, сколько в общих тенденциях европейского прогрессивного романтизма первой половины XIX века, в романтической литературе и искусстве всех видов. Как известно, именно у романтиков впервые проявился столь обостренный интерес к жанру «ночной поэзии» (слово «ноктюрн» происходит от латинского слова «нокс», означающего «ночь»). К жанру, связанному с тревогами ночной бури и грозы или с ласковой умиротворенностью благоухающей ночи, с таинственными видениями или нежными свиданиями в лунную ночь, с бессонными муками неразделенной любви или всеохватывающей мечтой о счастье, восторженным трепетом перед величием природы...Лишь небольшую и отнюдь не определяющую роль в становлении поэтического мира ноктюрнов Шопена сыграли его "естественники в этом жанре — Мария Шимановская и Джон Фильд (творчество этого ирландского композитора оказало иевоторос влияние на ранние ноктюрны). Однако той силы драматизма, сосредоточенного размышления и яркости экспрессии достиг Шопен, до него, пожалуй, не достигал никто.
Ноктюрны Шопена раскрыли необычайную широту и общезначимость, казалось бы, самых лиричных переживаний великого художника. Они показали, что, говоря словами Александра Блока, «...в поэтическом ощущении мира нет разрыва между личным и общим: чем более чуток поэт, тем неразрывнее ощущает он «свое» и «не свое»: поэтому в эпоху бурь и тревог важнейшие и интимнейшие стремления души поэта также преисполняются бурей и тревогой». Трагическая, нередко скорбная личная тема Шопена, которая всегда столь вдохновенно выражена в его ноктюрнах, это лирическая тема большого художника — гражданина и Человека — и именно потому она приобретает общее значение. Вспоминаются известные слова Белинского о лирике Лермонтова: «Великий поэт, говоря о себе самом, о своем я, говорит об общем человечества, ибо в его натуре лежит все, чем живет человечество, и потому в его грусти всякий узнает свою грусть, в его душе всякий узнает свою и видит в нем не только поэта, но и человека...». Шопен писал ноктюрны на протяжении всей творческой жизни. Ранний ноктюрн ми минор, соч. 72 был создан им в семнадцатилетнем возрасте, а последние два — си мажор и ми мажор, соч. 62 — в 1846 году, за три года до смерти. Композитор ощущал в жанре ноктюрна огромные возможности для передачи самых различных дум и настроений. Здесь он нашел благодатную почву и для воплощения своего удивительнейшего дара сочетания песенной мелодии с «инструментально-стью» изложения (в частности замечательной способности чисто инструментального орнаментирования кантилены). Синтез ре-читации и напевности также находит свое полноценное воплощение в ноктюрнах Шопена.
Но, пожалуй, особенно влекла композитора к ноктюрну возможность выражения в рамках относительно небольшой трехчастной формы больших психологических конфликтов, резких смен настроений, сложных драматических коллизий. Отсюда столь значительное разнообразие ноктюрнов, их разнохарактерность и богатство, несмотря на неизменность лирико-поэти-ческой основы выражения. Все без исключения ноктюрны Шопена начинаются в медленном темпе. В мелодии господствует песенное начало. Шопен подчеркивает типично «сопровождающим» характером фактуры кантиленную основу образа. Обычно такому изложению музыкального материала противопоставляется контрастная середина, оттеняющая кантилену начальной и заключительной частей. Впрочем, «отголоски» контраста в средних частях ноктюрнов иногда «прослушиваются» и в заключительных, образуя ярко динамизированную репризу.Двадцать ноктюрнов Шопена не являются циклом в обычном смысле этого с.го-ва и представляют собой самостоятельные пьесы, близкие по складу и в то же время многогранно преломляющие один и тот же жанр.
* * *
Первый из исполняемых ноктюрнов — ми минор, соч. 72, созданный в 1827 году, еще очень близок по стилю к ноктюрнам Фильда.
В ноктюрне си бемоль минор, соч. 9 № 1 преобладают ласковые и светлые интонации. Не лишен ноктюрн и черт пейзажной пасторальности. Контрастный материал в середине не нарушает общего созерцательного характера музыки.
Ноктюрн ми бемоль мажор, соч. 9 № 2 идилличен и от начала до конца утверждает настроение внутренней гармонии, столь редкое для мятущейся души польского художника. Как и предыдущие пьесы, это — одно из наиболее ярких проявлений воздействия Фильда на раннюю лирику Шопена.
В ноктюрне си мажор, соч. 9 № 3 выражен контраст романтической тревоги и умиротворенности; в то же время, начиная с него, в ноктюрнах ощущается типичное для Шопена настроение упоенности тоской.
Ноктюрн фа мажор, соч. 15 № 1 уже относится ко второму периоду творчества композитора (с 1831 года). Он открывает целый ряд типичных для Шопена пьес этого жанра с резко конфликтной серединой: идиллической лирике первой и третьей частей противопоставляется грозовое состояние, душевная буря второй части. Вдохновенный ноктюрн фа диез мажор, соч. 15 № 2 поражает тончайшим мастерством. Мечтательный, поэтичный образ строится на основе почти «невесомой» мелодии. Во второй части возникает настроение легкой встревоженности. Сохранились сведения, что на рукописи ноктюрна соль минор, соч. 15 № 3 Шопен поначалу написал: «После представления «Гамлета», но затем зачеркнул, пометив: «Нет, пусть сами об этом догадаются». Разумеется, речь может идти только о самых общих ассоциациях с образом Гамлета. В пьесе тонко сочетаются хоральные и танцевальные черты, все пронизано трепетной лиричностью. Ноктюрн до диез минор, соч. 27 № 1 основан на контрасте мечтательности и бурного драматизма, заканчивается тихо и просветленно.
Ноктюрн ре бемоль мажор, соч. 27 № 2, по свидетельству некоторых исследователей, связан с образом Марии Водзин-ской. Музыка полна поэтического очарования. Это один из наиболее спокойных «баркарольных» ноктюрнов. Широко напевная мелодия льется на фоне свободно и широко раскинутого аккомпанемента. В лирическом ноктюрне си мажор, соч. 32 № 1 меньше контрастов; очень эффектна несколько театрализованная речитативная кода, в которой мож>-'о усмотреть воздействие оперного жанра.
Ноктюрн пя бемоль мажор, соч. 32 № 2 близок по стилю романсу.
В ноктюрне соль минор, соч. 37 № 1 элегическим монологам крайних частей противопоставлены сумрачно таинственные, величаво хоральные звучания средней, выдержанной в строгом четырехголосном сложении.
Ноктюрн соль мажор, соч. 37 № 2 можно рассматривать как предшественника знаменитой Баркаролы. Это поэтическая зарисовка пейзажа, проникнутого меланхолическим настроением
Гениальный ноктюрн до минор, соч. 4S № 1 (1841 г.) относится уже к третьему периоду творчества композитора и представляет собой образец высокого драматизма. Здесь слиты патетическая лирика с героизмом, маршевая торжественность — с огромной динамикой развития. .Хоральные аккорды средней части несут в себе заряд взрывчатой энергии, в дальнейшем вырывающейся наружу... Тревожная третья часть — радикально трансформированная реприза первой части. Произведение глубоко связано с гражданственно-патриотическими настроениями автора.
Ноктюрн фа диез минор, соч. 48 № 2 – интермеццо после монументального драматизма предыдущего; в музыке — элегическая «усталость», тихая грусть, эпизоды страстно ожидаемого просветления...
Ноктюрн фа минор, соч. 55 № 1 — облагороженная гением Шопена сентиментально-романтическая пьеса
Ноктюрн ми бемоль мажор, соч. 55 № 2 — типичное создание Шопена позднего периода с элементами рационализма и чертами неоклассицизма, а также повышенным использованием полифонических приемов. Здесь больше углубленного размышления или тонкого изящества, чем непосредственной экспрессии. Характерные черты ноктюрна си мажор, соч. 62 № 1 — благородство и сдержанность выражения. Ноктюрн ми мажор, соч. 62 № 2 поначалу представляется несколько академичным. Однако средняя часть, контрастная, взволнованно-драматическая, конфликтная, насыщается страстностью, «обуздываемой» лишь строгостью формы. Ноктюрн до диез минор (без опуса] относительно мало известен, ибо не входит во многие издания произведений Шопена. Он был написан в 1833 году и впервые опубликован лишь в 1875 году. Пианисты редко выносят его на эстраду, но в последнее время он стал частым гостем в репертуаре исполнителей, особенно скрипачей. Это — светлая, лирическая пьеса; под тонким флером меланхоличности просвечивает радужное восприятие мира и жизни.
В. Дельсон
* * *
Михаил Воскресенский родился в 1935 году в г. Бердянске Запорожской области Музыкой начал заниматься под pv-ководством матери — профессиональной пианистки. В дальнейшем учился в Московском музыкальном училище им. Ипполито-ва-Иванова. В 1956 году М. Воскресенский окончил Московскую государственную консерваторию, а затем и аспирантуру, где его руководителем был профессор Л. Н. Оборин. С 1959 года пианист сам преподает в консерватории.
Михаил Воскресенский — лауреат Международных конкурсов имени Роберта Шумана в Берлине (1956 г.), в Рио-де-Жа-нейро (1957 r.V имени Джордже Эческу в Бухаресте (1958 vS и им»ни Вана Клиберна r Форт-Уорте (1962 г.). В 1966 году музыканту присвоено звание заслуженного артиста РСФСР.
Михаил Воскресенский гастролировал во многих городах Советского Союза и за рубежом Советская музыкальная пресса неоднократно писала о его концертах, отмечая «влумчивую и одухотворенную игру» и постоянное, из года в год растущее мастепство. «Воскресенский — зрелый, глубокопоэтичный пианист... Он доставляет бесконечное удовлетворение своей удивительной музыкальностью...» — писал музыкальный критик «Сетердей Ревю» во время гастролей пианиста. «..Его игра была поэтична, филигранна, отличалась теплым, мягким туше... Исполнение было романтичным, без малейшего нарушения цельности Люомы...» — тяк отозвалась об игре Воскресенского японская газета «Асахи». «Мужественным и сильным пианистом, игра которого проникнута хорошим неоном», назвала его бразильская «Коррейо Паулистано», восторгаясь «певучим, ясным, чистым как кристалл звуком».
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ СССР
Всесоюзная фирма грампластинок
"Мелодия", 1969
Всесоюзная Студия Грамзаписи
Апрелевский Завод Грампластинок
Зак. 21(к), тир. 3500
Арт. 42-8. Цена 2 руб. 30 коп.
Оцифровка: Валерий Маслов
Комментариев нет:
Отправить комментарий