МАЙЯ КРИСТАЛИНСКАЯ. 2021
ПОЁТ МАЙЯ КРИСТАЛИНСКАЯ. LP (РОССИЯ)
Мелодия MEL LP 0095
Barcode: 4600317200955
Винил, LP, Стерео, 33 1/3, Альбом, сборник,
Страна: СССР - РОССИЯ
Записан / Выпущен: 1962-1975 / 2021
Жанр,стиль: Популярная песня, Вокал,
mp3 320 кбит/сек. 106 Mb
Продолжительность: 42:35
СОДЕРЖАНИЕ:
СТОРОНА A
01. В НАШЕМ ГОРОДЕ ДОЖДЬ - 03.27
(Эдуард Колмановский – Евгений Евтушенко)
02. СЧАСТЛИВЫЙ ДЕНЬ - 02.27
(Владимир Дмитриев – Михаил Рябинин)
03. НЕ ЗНАЮ ТЕБЯ - 04.08
(Эдди Рознер – Михаил Пляцковский)
04. ЗАЧЕМ МЫ ПЕРЕШЛИ НА «ТЫ» - 02.58
(Булат Окуджава – Булат Окуджава, Агнешка Осецкая)
05. КРУГИ НА ВОДЕ - 04.15
(Аркадий Островский – Инна Кашежева)
06. ДОВОЕННОЕ ТАНГО - 04.12
(Дмитрий Покрасс – Феликс Лаубе)
СТОРОНА B
07. НЕЖНОСТЬ - 02.57
(Александра Пахмутова – Сергей Гребенников, Николай Добронравов)
08. СНЫ - 04.28
(Эдуард Колмановский – Инна Гофф)
09. ЛИСТЬЯ КЛЕНОВ - 01.47
(Юрий Акулов – Леонтий Шишко)
10. ЦАРЕВНА-НЕСМЕЯНА - 02.20
(Ген Шангин-Березовский – Ген Шангин-Березовский)
11. Я ВАША ВЕСНА - 01.56
(Юрий Левитин – Екатерина Шевелёва)
12. ДОЖДИ - 03.27
(Аркадий Островский – Инна Кашежева)
13. ТОЛЬКО ЛЮБОВЬ ПРАВА - 04.10
(Арно Бабаджанян – Николай Добронравов, Сергей Гребенников)
Исполнители: Майя Кристалинская
Эстрадно-симфонический оркестр п/у Юрия Винника (01); Вокальный квартет «Улыбка»,
Инструментальный ансамбль п/у Михаила Гусева (02); Эстрадный оркестр п/у Эдди Рознера (03, 10);
Инструментальный ансамбль «Мелодия» п/у Георгия Гараняна (06, 08, 11); Эстрадный оркестр п/у Вадима Гамалии (07);
Михаил Беляков (фортепиано), Игорь Минц (гитара), Владимир Зимин (контрабас), Витольд Глебас (ударные) (09);
Эстрадный оркестр п/у Бориса Карамышева (13); инструментальный ансамбль (04, 05, 12).
Я ВАША ВЕСНА
После лютых заморозков сталинской эпохи Советскому Союзу требовалась полная перезагрузка, и страна взяла курс на обновление во всех областях жизни. Эстрадная музыка пережила модернизацию одной из первых в советском универсуме: оттепели нужны были новые песни и новые голоса. Как и во всем мире, 1960-е в советской поп-музыке стали десятилетием расцвета и изобилия: появились новые стили и жанры, новые сюжеты и новые ритмы, новые авторы песен и целая плеяда артистов, одним из которых было суждено стать популярными, другим – культовыми, а третьим – незаслуженно исчезнуть в забвении. В этом ряду Майя Кристалинская занимает особое место: она была не только лицом эпохи, но и ее полноправным соавтором. В ее драматичной судьбе и трогательных песнях с особой пронзительностью и ясностью отражаются те перемены, которые произошли с советским обществом во время оттепели.
Даже имя у нее было весеннее, хоть родилась она в феврале. По красоте и звучности похожее на псевдоним, оно, однако, досталось ей от родителей. Отец певицы – Владимир Кристалинский, выпускник ВХУТЕМАСа, массовик-затейник, кормил семью тем, что придумывал кроссворды и головоломки. Тетя – Лилия Кристалинская, актриса театра Станиславского и Немировича-Данченко и жена оперного режиссера Павла Златогорова; в их доме в Глинищевском переулке маленькая Майя приобщилась к музыке и полюбила ее всем сердцем, развив в себе исключительный слух и музыкальную память. Проведя в родном театре Станиславского немалую часть своих юных лет, Майя Кристалинская не собиралась в певицы или актрисы, она окончила Московский авиационный институт и отработала пару лет в конструкторском бюро Яковлева, прежде чем решилась уйти на эстраду. Путь, проделанный ей из студенческой самодеятельности во всенародные любимицы, показателен для 60-х: старые схемы и стандарты образования уже не работали, а стране нужны были молодые кадры, талантливые самородки, которые могли бы предложить что-то новое, подходящее эпохе и отражающее ее ренессансный дух.
На советской эстраде Майя Кристалинская стала певицей нового типа: она совпала со временем в каждом его пульсе. В первую очередь привлекал ее голос, несильный, но яркий, свежий и запоминающийся, не вымуштрованный музыкальной школой и необычный тембр: высокий альт, грудной и мягкий, естественный и певучий. Это был будто бы голос девушки из соседнего двора; а вернее, он дал возможность такой героине – обычному человеку – быть услышанной на эстраде: «возможно, кассирше, возможно, ткачихе, возможно, врачихе, возможно, швее», как пелось в песне, открывшей ее дебютный лонгплей, который вышел в 1965-м на «Мелодии». Артистка даже выглядела как одна из них: скромные и неброские костюмы, неизменная косынка на шее. Внешность, далекая от киностандартов тех лет, но, тем не менее, незабываемая – с живыми, выразительными глазами на пол-лица. Майя Кристалинская была очень популярна в 1960-х, но ни на сцене, ни в жизни в ней не было ни капли артистического гламура и лоска. «Эстрадной звездой она не была, – вспоминал певицу поэт Роберт Рождественский. – Звезды где-то высоко. А Майя была очень близкой, родной».
Родными и близкими были и ее песни. В репертуаре Кристалинской отсутствовал плакатный соцреализм и патетика: она не пела оды великим стройкам, героям труда и полетам к звездам. Ее манере, камерной, сокровенной, доверительной, больше всего подходили исповеди о чувствах или негромкие размышления о движениях души, понятных ее поколению. Даже песни о родине или войне, которые входили в обязательный набор советского артиста, в трактовке Кристалинской превращались в сюжеты о любви или разлуке. У певицы было потрясающее чутье на песню и огромная смелость настоять на своем выборе. Так, например, великую «Нежность», которая стала визитной карточкой Кристалинской и одним из символов советских 60-х, она долгое время исполняла на концертах «под три хлопка», но пела, пела и пела, пока публика не поняла ее и не оценила.
При всей мягкости и нежности ее голоса, образа и песен, Майя Кристалинская была человеком поразительной стойкости. Ее путь к успеху был тернистым: певице пришлось пережить множество ситуаций, когда ей, непрофессионалке, поющей на слух, надо было мобилизовать всю веру в себя и свой талант, чтобы не сдаться перед обстоятельствами. Параллельно она вела свою главную битву – за жизнь. В 1962-м году у 30-летней певицы, перед которой только-только открылись блестящие перспективы, обнаружили онкологическое заболевание крови: врачам удалось притормозить развитие болезни, но не излечить ее. Возвращаясь с изматывающих гастролей по стране, Майя Кристалинская была вынуждена регулярно ложиться в больницу, где ее ждали не менее изматывающие сессии терапии. Но как бы ей ни было тяжело физически, она неизменно возвращалась на сцену, к микрофону: видимо, музыка и была ее лекарством, самым действенным и важным.
Основными союзниками Кристалинской на профессиональной стезе были кино и телевидение. Работники визуальных искусств сразу разглядели в ней героиню своего времени. Хоть самой ей не довелось сниматься в кино, ее песни играли в фильмах главные роли: от «Цепной реакции» и «Карьеры Димы Горина» до «Человек идет за солнцем» и «Трех тополей на Плющихе». На телевидении она стала своей в «Голубом огоньке» – ключевой музыкальной передаче эпохи. Именно такие артисты, как Майя Кристалинская, и требовались ее духу обновления и возрождения – современные, демократичные, понятные и близкие широкой аудитории. С телевидением же связано и тихое угасание карьеры певицы. В 1970 году, когда оттепель сменилась застоем, на Гостелерадио пришел новый начальник, верный брежневец Сергей Лапин, которого за глаза называли «Крокодил». Начав с крестового похода против легкомысленных нарядов эстрадных артистов, он закончил борьбой с подозрительными инородцами и стал «зачищать» эфир от еврейских фамилий: его жертвой пала и Майя Кристалинская. Ее песни перестали звучать в «Голубом огоньке» и «Песне года», их вытеснили из популярных радиопрограмм. Последней большой работой певицы, вышедшей уже после ее смерти, в 1985 году, стала и вовсе не музыкальная, но литературная: это была переведенная ею автобиография Марлен Дитрих, ее любимой киноактрисы.
Несмотря на безоговорочную любовь публики, советская критика была строга к Майе Кристалинской; нередко – даже жестока. Парадоксально, что песни ее ругали за то же, за что и любили: интимность, сентиментальность, меланхоличность и даже безысходность. В песнях Майи Кристалинской часто идет дождь: вода – это ее стихия. Если в начале карьеры это был теплый весенний ливень, сулящий обновление жизни и судьбы («Дожди... как хочу я, чтобы они / умчали вдаль все наши темные дни»), то к концу 60-х иллюзии юности развеялись, тепло иссякло, теперь дождь стал просто плохой погодой. («Дождь стучит по крыше, но я его не слышу и я его не вижу»); весна прошла, настала глухая, холодная, изматывающая осень. Похожая метаморфоза произошла позже в советском обществе, но Майя Кристалинская, как всякий большой художник, предчувствовала ее и даже предсказала: «Круги на воде, круги на воде, я вспоминаю, что видела это, не помню когда, да и важно ли где, в далеком когда-то, в неведомом где-то»
.
Денис Бояринов
Записи: 1962 (10), 1964 (09), 1966 (03, 07),1968 (01, 05, 12, 13), 1970 (04), 1973 (02), 1975 (06, 08, 11) гг.
Редакторы записи: Анна Качалина, Владимир Рыжиков (04), Сергей Шилов (11), неизвестен (07).
Звукорежиссеры записи: Михаил Пахтер (01, 03, 11, 13), Эдвард Шахназарян (02, 04), Николай Данилин (05, 07, 12), Пётр Кондрашин (06, 08), Виктор Бабушкин (09, 10).
Редактор – Дмитрий Масляков. Выпускающий редактор – Павел Шульман. Ремастеринг – Максим Пилипов. Оформление – Ильдар Крюков
Фото: Виктор Ахломов, 1965 г. / РИА Новости (лицевая сторона), Николай Малышев, 1979 г. / ТАСС (оборотная сторона)
(C) РАО, 2021
(C) Б. Окуджава, наследники, 2021
(C) М. Пляцковский, наследники, 2021
(C) Виктор Ахломов / РИА Новости, 2020
Фото: Николай Малышев / ТАСС
(P) АО «Фирма Мелодия», 2021
Оцифровка: 9BUJHMH (rutracker.org)
СПАСИБО!!!
Комментариев нет:
Отправить комментарий