День Победы.

ПОПУЛЯРНЫЕ ГРУППЫ И ОРКЕСТРЫ МИРА

ЗАРУБЕЖНЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ ИСПОЛНИТЕЛИ

РУССКИЙ РОК

АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ, БАРДЫ,

ШАНСОН

СОВЕТСКИЕ И РОССИЙСКИЕ КОМПОЗИТОРЫ

СОВЕТСКИЕ И РОССИЙСКИЕ ПОЭТЫ - ПЕСЕНИКИ

ПОПУЛЯРНЫЕ ИСПОЛНИТЕЛИ

РЕТРО ИСПОЛНИТЕЛИ

ВИНИЛОВЫЕ КОЛЛЕКЦИИ:

ВИА СССР

ЛУЧШИЕ ОЦИФРОВЩИКИ:

четверг, 6 февраля 2025 г.

АКВАРИУМ. 2017 - ЛЮБИМЫЕ ПЕСНИ РАМЗЕСА IV. LP (FRANCE)

 АКВАРИУМ. 2017 

 ЛЮБИМЫЕ ПЕСНИ РАМЗЕСА IV. LP (FRANCE) 


SoLyd Records – SLR LP A15
Barcode (text): 4 640004 135726
Matrix / Runout (Side A, scratched): SLR LP A 15 A  
Matrix / Runout (Side B, scratched): SLR LPA 15 B  
Винил, LP, Стерео, 33 1/3,  Альбом, Reissue,
Страна: РОССИЯ, FRANCE, 
Записан / Выпущен:  1993 / 2017
Жанр,стиль: Rock, Folk, World, & Country, Folk Rock, Acoustic,
mp3    320 кбит/сек. 111Mb
Продолжительность:   38:04


СОДЕРЖАНИЕ:



СТОРОНА 1 
 
01. Летчик -05:29
02. Науки Юношей - 03:38
03. Иерофант - 03:16
04. Как Нам Вернуться Домой - 04:07
 
СТОРОНА 2

05. Королевское Утро - 02:30
06. Царь Сна - 10:37
07. Назад К Девственности - 01:24
08.Отец Яблок - 07:07
Музыка и текст во всех песнях — Бориса Гребенщикова


Участники записи:
БГ — голоса и гитары
Лорд А. Рацен — барабаны
Александр Титов — бас
Дед Василий — инструменты с использованием клавиш и воздуха
Алексей Вихарев — таблы и бубны
А. П. Зубарев — гитары и ситар
Индеец О. Гончаров — маковый стебель
А также:
И. Шнеерова — клавесин
Андрей Решетин — скрипка
В.Цимбал — тромбон
Детский хор п/у С.Наумовича
Д.Валевин — труба
Струнное трио: О.Шубина (скрипка), Н.Сыромятникова (альт), П.Короленко (виолончель).
Аранжировка духовых и струнных: А.Зубарев и О.Сакмаров.


Любимые песни Рамзеса IV» — восьмой «естественный» альбом группы «Аквариум», первый альбом (после выпуска альбома «Равноденствие»), выпущенный под названием «Аквариум». Согласно официальной дискографии группы относится к категории "естественные альбомы".
Борис Гребенщиков об альбоме:
Наверное, задули новые ветра. Вдруг, как гром среди ясного неба, снова появилось загадочное присутствие по имени «Аквариум» со словами — «Пора опять собирать группу и играть сами знаете что». (Гребенщиков, Б. Б. Краткий отчет о 16-ти годах звукозаписи.1997.)
Первыми песнями, написанными для этого альбома стали «Лётчик» и «Царь сна (Отход на север)» ещё во время гастролей «БГ- Бэнда» весной 1992 года. После создания нового «Аквариума» в сентябре того же года группа отправилась в тур, во время которого были написаны песни, составившие альбом с эпиграфом «Три самые выдающиеся личности в истории мирового рок-н-ролла — это Будда, Рамзес IV и то существо, которое вдохновляло Beatles».
Альбом, по совету Сергея Курёхина, группа решила записать на студии «Ленфильма», что сказалось на качестве звука в худшую сторону, поскольку принцип работы студийного пульта звукозаписи «Моцарт» не был известен до конца как ленфильмовским, так и аквариумным звукорежиссёрам Мартисову и Гончарову. В итоге на студии удалось только записать инструменты и вокал, которые пришлось отнести для сведения на студию «Мелодия» к опытному звукорежиссёру Юрию Морозову.
Альбом был выпущен в 1993 году на грампластинке и компакт-диске.
Присутствуют на диске «Антология — XIII. Любимые песни Рамзеса IV»
Opera Backwards (2:58) (Б.Гребенщиков, С.Курёхин — Б.Гребенщиков)
Talk with me (5:34) (Б.Гребенщиков, С.Курёхин — Б.Гребенщиков)
Отблеск тебя (5:10) (Б.Гребенщиков, С.Курёхин — Б.Гребенщиков, С.Курёхин)
Переиздания
2003 год — альбом переиздан на CD в рамках проекта «Антология». В этом издании добавлены бонус-треки.
В 2016 году компания Bomba Music совместно SoLyd Records продолжила переиздание всех "естественных" альбомов Аквариума на тяжелом коллекционном 180-граммовом виниле.
Аквариум благодарит И. Шнеерову за звуки клавесина, А. Решетина за звук скрипки и В. Цимбала - за тромбоны.
Органы-портатив любезно предоставлены С. Шером и П. Чилиным.
Детский Хор п/у С. Наумовича
Струнное трио: О. Шубина (скрипка), Н. Сыромятникова (альт), П. Короленко (виолончель)
Труба: Д. Валевин
Аранжировка духовых и струнных: А. Зубарев и О. Сакмаров
За предоставление танпура и ситара спасибо Обществу Сай-Бабы
Микс 1-7: Ю. Морозов и АКВАРИУМ, 8 - А. Барашкин
Мастеринг оригинального издания - Анатолий Воробей, студия "Марафон"
Мастеринг для винила 2016 - Евгении Гапеев
Концепция оформления - БГ
Оригинальный шрифт - Эдуард Громаковский
Разработка художественного макета оригинального издания - Павел Павлик.
Фото - Вадим (Д) Кондрадт
БГ, «Краткий отчет о 16-ти годах звукозаписи»:
Наверное, задули новые ветра. Вдруг, как гром среди ясного неба, снова появилось загадочное присутствие по имени «Аквариум» со словами — «Пора опять собирать группу и играть сами знаете что».
Объявление это явственно прозвучало в Иерусалиме; еще месяц мы его обдумывали, потом поехали в Рыбинск — праздновать определенное сочетание звезд тайным, но открытым концертом (была идея выставить на берег Волги мощную звуковую систему — ну и так далее — см. «Electric Kool-Aid Acid Test»); а заодно и снять видео на песню «Бурлак». Поездка превратилась в чистый «Сатирикон» — с ежедневными многочасовыми поездками вверх и вниз по Волге в поисках затонувших церквей, редкой граппой в рыбинском гастрономе и размытыми кладбищами. Тем не менее, поставленная цель была достигнута. Стало ясно, что БГ-Бэнд исчерпал срок своей жизни и пророчество по поводу Аквариума пора осуществлять.
Вскоре Дед — профессиональный дипломат — организовал нам с Титом встречу на нейтральной почве — в гаккелевском «Тамтаме». Через три дня новый Аквариум сел репетировать в привычном ко всему ДК Связи.
В качестве ударника Тит предложил А.»Лорда» Рацена (из бывшего «Телевизора»). Андрей Вихорев с таблами был порекомендован общими друзьями. Начали с двух песен, написанных еще с БГ-Бэндом, но уже явно для Аквариума — «Летчика» и «Царя Сна». И поехало.
В это самое время местные власти Пушкинской, 10 отдали нам огромную пустующую квартиру на послед нем этаже — напротив оффиса ДДТ (Юра Шевчук, собственно, и подкинул мне идею взять ее — «Вон, нап ротив нас, например, пустая квартира. Бери, тебе наверняка дадут» — к моему удивлению действительно дали. Бесплатно.). Там не было, естественно, ни отопления, ни газа, а электричество включалось и выключалось произвольно, но все-таки это было первое помещение, предоставленное миром Аквариуму. За неимением другого места обитания, туда вселился Дедушка со своей семьей (позже за ним последовал Вихрь, а потом мы поставили там студию, где писали все demo к «Навигатору», «Льву» и «Гиперборее»). В силу нечеловеческих условий жизни это был бесстрашный поступок — квартира оказалась, ко всему прочему, не без своих духов. На общем высокопсиходелическом фоне тех лет духи быстро заняли свое место в общей жизни (когда они совсем отбивались от рук, приходилось, правда, идти на крайние меры; приезжал наш давний друг — ясновидец и духогон Григорий, и задавал им жару. Духи на время успокаивались, но из картин на стенах начинали вылезать медведи). Там же происходили все симпозиумы, консилиумы и другие аквариумические праздники. Все это не могло не отразиться на будущем «Рамзесе».
Максимально быстро последовало начало гастролей и по разбитым русским дорогам покатил новый Джаггер наут — уже не акустический партизанский отряд пох мельных сиринов, но мрачные ландскнехты в черной коже с геттобластером на плече (Stones, Hendrix и Tom Petty), десятиминутными гитарными соло и глазами, устремленными в иные измерения.
В Рыбинске были изучены Египетские боги; в Рязани — четыре потока времени и местные монашеские пещеры; в Смоленске появился «Дубровский», в Липецке — «Иерофант». Начали записывать альбом на Ленфильме, задымили всю студию индийскими благовониями, но потом поняли, что свести этот альбом там невозможно и микшировали все на «Мелодии» у Ю. Морозова.
Здравствуй, Рамзес 4-ый!


Из интервью с БГ, 1994 г.:
— Вернемся, однако, к вашей деятельности. Ты как-то рассказывал, Борис, что в БГ-Бенд музыканты попадали сложными, чуть ли не мистическими путями. С новым АКВАРИУМОМ было также?
— Мы сели с Сакмаровым и стали думать — что нам делать дальше, потому что песни эти были, и было ясно, что этим дело не ограничится. Кого будем брать в басисты? Сакмаров говорит: «Вот есть Тит (Александр Титов — басист АКВАРИУМА классического состава)». Я сказал, что Тит вроде бы другими делами занят. «Да ни фига он не занят!» Мы встретились с Сашкой, и с первой же секунды встал вопрос о том, что и как конкретно делать, других вопросов не возникло — знакомы мы уже десять лет, и все тараканы личные, которые между нами были, все разбежались. Было понятно, что Алексей Павлович Зубарев — неотъемлемая часть всего этого. Вот уже четыре. С ударником мы подумали, и Тит сказал: «Нужно Рацена (Алексей Рацен — экс-барабанщик группы «Телевизор»)», хорошо, стали играть с Раценым. Сначала совсем друг друга не понимали, но в то же время у меня все время было ощущение, что скоро это все пройдет. И действительно, вот скоро уже два года, как это все работает словно машина, и все очень довольны. Андрей Вихарев появился сам по себе , прямо с первой репетиции. Я очень долго не мог понять, что он вообще делает, но знал, что этому есть место. И сейчас, его дело — одна из составляющих, интегральная часть и этого звука, и подхода, и образа.
Интервью с БГ в Ледовом Дворце. г.Киев, 17.11.1993:
— Я бы хотел, чтобы Вы рассказали о тех людях, которые с Вами играют.
БГ: — Ну, со мной — понятно. С Сашкой Титовым — тоже понятно как по «аквариумисту» с 1983 года. Олег Сакмаров, который «Дед Василий», который играет на духовых, на клавишах, на всём остальном, и блестит лысиной, — он как бы старинный очень мой приятель с середины 80-х. Поскольку он был музыковедом, просто и, в принципе, для него не сложно было освоить какие-то инструменты, так что он пришёл и сказал — «вот я на флейте научился играть». И мы сыграли с ним концертик-другой, и мне понравилось. Лёша Зубарев раньше был гитаристом-басистом в группе «Сезон дождей» — по-моему, в лучшей инструментальной группе, которая была в Санкт-Петербурге, с Лёшей мы случайно встретились в поезде. Он сейчас лучший гитарист о которм я слышал в России, за исключением, может быть, Максима Пшеничного, который играл в «Сезоне…» тоже и играет до сих пор. Это — что касается четверых… Лёша Рацен раньше играл в «Телевизоре». Он вообще довольно чудный человек, Тит его привёл. И последний — Андрей Вихарев — появился просто «с чистых глаз», с белого неба, я не знаю откуда он взялся. Его наша няня порекомендовала, и мы играем уже полтора года.
Из книги «АКВАРИУМ. Сны о чем-то большем» (М.: ООО Издательский дом «София», 2004):
В июне 92-го года Гребенщиков получил приглашение выступить в Израиле. Необходимость самим потрогать легендарную землю требовала все бросить и ехать. Но устроители не могли потянуть приезд всего «БГ-бэнда» — речь могла идти максимум о двух людях. В конце концов договорились о приезде группы из трех человек: БГ+Сакмаров+Зубарев. Новым составом репетировали новые песни.
«БГ-бэнд» начинался концертом в Казани. Новая группа с новыми песнями впервые выступила там же и сразу выехала в Израиль.
По интенсивности впечатлений поездка на землю обетованную неожиданно оказалась сопоставимой с лучшими моментами жизни «БГ-бэнда». По всей стране было сыграно семь концертов с полными аншлагами. Казалось, что мы здесь и сейчас делаем что-то очень существенное, очень важное и для людей, и для себя.
Через много лет на фестивале в Тушино к нам подошли два молодых человека. «Помните, мы с вами выпивали в Тель-Авиве всю ночь? Вы еще были у нас на квартире. Мы вам пели песни и жаловались, что они здесь никому не нужны, и спрашивали, что же делать дальше? А вы сказали: «Если хочется петь — пойте». Мы поняли — Борис Борисыч дает нам путевку в жизнь. Теперь мы называемся «Би 2». Поем песни и теперь нас слушают! Спасибо…»» (Олег Сакмаров)
«Весной 92-го на гастролях написались две песни «Летчик» и «Отход На Север (Царь Сна)», которые мы с «БГ-бэндом»уже не могли сыграть убедительно. Песни требовали чего-то кардинально другого». (БГ)
«В Израиле возникло новое групповое ощущение. Мы понимали, что идем к чему-то целому, к новому этапу». (А.Зубарев)
«Здесь произошло одно из важнейших событий в моей жизни. Борис впервые взял нас в психоделическое путешествие. Переживание первой в жизни кислотной ночи — материал для отдельной книги. В один из кульминационных моментов психоделического вылета Борис взглянул на мое лицо и процитировал сам себя: «Дед Василий, до конца охренев, сказал — наконец-то мы сошли с ума». Так я навечно стал Дедом Василием, а ласково — просто Дедушкой». (Олег Сакмаров)
В августе «БГ-бэнд» сыграл свой последний концерт — на фестивале в Сочи.
«Организаторы поселили нас в Абхазии, в каком-то правительственном пансионате с символическим названием «Гребешок». Прямо во время фестиваля началась грузино-абхазская война. Грузинский десант высадился прямо в нашем санатории и задержавшиеся семьи музыкантов чудом эвакуировались в мирный Сочи. Было страшно… Это было символическим финалом «БГ-бэнда»». (Олег Сакмаров)
«Я стоял на сцене и понимал, что делаю что-то, для меня совершенно постороннее. Происходящее было явно не нужно ни музыкантам, ни слушателям, а музыканты при этом не очень-то были нужны друг другу. Это было совсем не то, для чего я начинал играть концерты. У меня возникло призрачное ощущение того, что что-то кончилось».
«В последнюю ночь я ушел спать, а ребята еще долго сидели на пляже и выясняли отношения. Поутру несколько из них пришли ко мне в номер и сказали, что в этом составе играть больше не могут. Я не удивился — это витало в воздухе». (БГ)
На очереди действительно было воссоединение АКВАРИУМА.
«Сакмаров — всегдашний дипломат и любитель концертов стадионного масштаба — сказал, что Тит снова хочет играть со мной. Мы встретились в клубе «TaMtAM» и поговорили о том. чего нам обоим хотелось бы. Поскольку полуторагодовая эпопея «БГ-бэн-да» был окончена, мои руки были свободны, и я с радостью принял предложение восстановить АКВАРИУМ с новыми людьми». (БГ)
Титов привел с собой барабанщика Лешу «Лорда» Рацена («Телевизор»), с которым прежде играл блюзы в проекте «Турецкий чай». Творческий тандем Титов — Рацен означал появление за спиной у БГ, Сакмарова и Зубарева прочной ритм-секции. Дополнил состав перкуссионист Андрей Вихорев. Первое время (92-й — начало 93-го гг.) на афишах писалось «Борис Гребенщиков + новый АКВАРИУМ», но уже летом 93-го года все свелось к классическому названию АКВАРИУМ.
У группы, кроме всего прочего, появился первый настоящий менеджер. С детства увлекаясь театром, Михаил Гольд испытывал раздражение от всех отечественных рок-групп вне зависимости от их статуса и качества. Дело в том, что во времена рок-клуба театр, в котором играл Миша, репетировал в Белом зале Дома народного творчества на улице Рубинштейна. Репетировать мешали волосатые самоуверенные молодые люди, забредавшие постоянно в Белый зал, курящие и орущие в туалете и холле и чувствующие себя’хозяевами Дома народного творчества.
К моменту прихода в АКВАРИУМ Михаил работал мастером на Металлическом заводе. По рекомендации общих знакомых он приехал к Борису после рабочей смены, в спецовке, с грязными, пахнущими металлом руками. «Ну и?» — спросил он Бориса Гребенщикова, глядя ему прямо в глаза. Такого менеджера нельзя было не взять в группу.
Начались репетиции в ДК связи. Через два месяца АКВАРИУМ с новыми-старыми музыкантами выступил в Питере (театр Дворца пионеров), а затем направился на гастроли в Рязань и Смоленск.
Концерт-премьера во Дворце пионеров был, по выражению Михаила Гольда, для группы большой радостью.
«Зал этот впервые впустил в себя рок-группу, и я подумал — пусть лучше будут дорогие билеты, чем мне там, в этом зале, все разнесут. Перед началом концерта иду по коридору и чувствую, что из туалета тянет травой… Явно тянет. Охрана из Большого дома стоит — хоть бы что. Потом я спросил у них. в чем дело. Оказалось, что на фабрике Урицкого была проверка и обнаружили большую партию травы. Чтобы не засветиться, владельцы скинули ее в табак, и целая партия сигарет «Космос» оказалась «заряжена». Сигареты продавались в ларьках и магазинах, а люди очень радовались…»
Весной — летом 93-го года АКВАРИУМ отправился в крупномасштабный тур по любимой со времен «БГ-бэнда» Волге.
«Дружественный визит древнеегипетской делегации к берегам великой русской реки». Мы искали некий пафос. Похоже, что Борис внутренне над этим смеялся». (М. Гольд)
«На первом же выездном концерте нового АКВАРИУМА в Рязани произошло настоящее психоделическое крещение группы. Чего только не было! Над сосновым лесом шли кислотные дожди, витали духи «Битлз» и Джими Хендрикса, кто-то вытирал мечи о траву, кто-то занимался прикладной магией. После ночи высочайшего безумия группа с утра оказалась на прямом эфире регионального телевидения… Эффект был поразительным. Когда после студии мы шли по улице — на ней останавливался транспорт и люди застывали в изумлении. У меня сохранилась видеокассета с записью этого эфира. Пленка до сих пор передает всю фантастическую атмосферу рождения новой группы». (Олег Сакмаров)
Шутки шутками, но в истории АКВАРИУМА это была первая возможность реально выехать за пределы Москвы — Петербурга с большими и прочными концертами. Нужно помнить, что АКВАРИУМ до 8б-го года не особо допускался к концертной деятельности, да и после 86-го выездные концерты можно было сосчитать по пальцам, а «БГ-бэнд» был все-таки формированием акустическим.
«Теперь мы всю музыку услышали другими ушами, — вспоминает БГ. — Получалось так, что Нечто важное, что было сказано в 60-е в Англии и Америке, в России до сих пор толком не прозвучало. Мы решили воссоздать именно ту часть культуры, которой здесь не хватало».
«Борис всегда был активнейшим меломаном и коллекционером. И он всегда щедро делился своими сокровищами со всеми! А с друзьями и своими музыкантами — прежде всего. Я был рядом с ним почти 20 лет — и такое количество музыки он открыл мне! Психоделическая классика 60-х, новая волна 80-х, все новейшие течения 90-х — все это не просто слушалось, а пропускалось через себя, проживалось, осваивалось и отражалось в собственном музицировании. Мы слушали музыку каждый день — и на гастролях, и в Петербурге. Стало общим местом высказывание — «АКВАРИУМ — это образ жизни», но это — святая правда. Жизнь рядом с Гребенщиковым наполнена музыкой, теологией, разнообразными порывами души. Сказанное о музыке вполне относится и к другим вещам — книгам, фильмам, изобразительным искусствам. Я с пиететом замечал, что Борис готовится к гастролям, как профессор к ответственной лекции, припасая для музыкантов кучу сюрпризов и маленьких подарков: новый альбом Тома Петти, свежий фильм, хорошую историю. А такой подход требует от его друзей взаимной отдачи. Будучи в АКВАРИУМЕ, нельзя не соответствовать уровню, задаваемому Гребенщиковым. Самое страшное — стать для него скучным и неинтересным». (Олег Сакмаров)
Тур «По Волге гуляет Рамзес молодой» сопровождался масштабными саундчеками, на которых исполнялась
почти вся рок-н-ролльная Вселенная — от Элвиса Пресли и Rolling Stones до Тома Петти и Grateful Dead.
«Когда мы пришли в группу, у каждого на гастролях был свой кипятильник, пакетик с едой, ножичек, все были, в общем, автономны. А через полгода ни у кого уже не было кипятильников, все ходили ко мне и к Нине (администратор «А») за чаем и всем прочим и занимались уже другим — это, наверное, очень смешно, но в туре «По Волге гуляет Рамзес молодой» на завтрак музыкантам выдавались витамины. Потому что надо. Я пришел из другой истории — из детского театра. О детях надо заботиться… И мы с Ниной о музыкантах заботились, кормили их домашними котлетами. Потом все поменялось, понадобились более жесткие вещи, но на этом туре это было так.
Концерт в Астрахани охраняли казаки в форме и с шашками, из зала Бориса пытались вынести на руках. Лето, тепло, хорошо, и все происходит само собой, потому что альбом уже случился. Были и бандиты: в Ярославле держали меня под пистолетом — в общем, полноценный такой был тур.
Был еще концерт в Москве для американских друзей. Там выступали Ярмольник со своим «Цыпленком табака» и АКВАРИУМ. Американцы расплатились за выступление большим количеством «Эл-Эс-Ди», а в поезд мы успели купить джин, а на закуску — ничего. Так и ехали, закусывая этим «ничего». (М. Гольд)
Песни продолжали писаться на гастролях и начали складываться в альбом с эпиграфом «Три самые выдающиеся личности в истории мирового рок-н-ролла — это Будда, Рамзес IV и то существо, которое вдохновляло Beatles».
«To, что записывалось для РАМЗЕСА, и то, что записывалось для КОСТРОМЫ, рождалось на ходу, на гастролях; в почеркушках, которые появлялись где-то, и невероятно приятно было находиться при этом рождении. И Борина борьба за звук, которая происходила даже не на концертах и репетициях. У меня есть ощущение, что Боря не очень понимает, как этот звук делать, поэтому сейчас и есть Рубекин, поэтому и есть Гончик — они более технологичны. У Бориса же есть ощущение, и это ощущение он разными способами пытается и пытался доносить. Для меня всегда было очевидно, что речь всегда шла только о том, как все должно звучать, — поэтому к нему люди приближались, так или иначе испытывались, смотрелись, проходили через дом, проводились все религиозные истории — все для того, чтобы объяснить, какое звучание должно существовать. Неумение донести технологично рождает попытки донести это эмоционально». (М. Гольд)
«Мы поставили перед собой сверхзадачу создания эйсид-альбома. который помог бы каждой песне стать дверью в определенную вселенную, — говорил БГ накануне сессии. — Это уже АКВАРИУМ 90-х — музыка без занудности. В идеале я хочу создать русскую музыку, которая будет на высоте 68-го года».
Сразу было понятно, что новый звук потребует серьезного размаха записи. Появилось желание попробовать применить уроки Radio Silence на родной почве.
«Рамзеса» — по совету Курехина — решили писать на студии «Ленфильма». Дальше была простая задача — найти денег. Я пошел к давним приятелям, занял денег и оплатил студию. Миша, который работал на студии, честно сказал, что не знает, как работает пульт «Моцарт», — в итоге с пультом возились Мартисов и Гончаров. Помещение было темное, неуютное, Борис пытался его освоить палочками и чем-то еще, оно не осваивалось. Борьба шла не на уровне записи, а на уровне попытки победить всю эту фигню, чтобы хоть что-то случилось. Хотя тогда была записана песня «Отец Яблок», привезенная из Алма-Аты, которая до этого ни разу не игралась, а сразу пошла на ленту». (М.Гольд)
Выбор тон-ателье «Ленфильма», представлявшего собой огромный зал, темный и холодный, оказался ошибочным. Саша Титов вспоминает, что с социалистической аурой закрытого предприятия, с пропускной системой и ощущением тотальной заброшенности музыканты боролись, как могли. Стоя над пультом, читали мантры. Задымили студию индийскими благовониями, нотам все равно скорее веяло симфониями Гостелерадио, чем «Алисой в Стране чудес».
«Нам хотелось отыграть весь материал «живьем», -вспоминает Алексей Зубарев. — Но тут началась мощнейшая психостения. Технические условия никакие, провода длиной 48 метров, и ни один звук до пульта не доходит… Какой микрофон ни ставь, от звука гитары и скрипок там не остается ничего. Криминал полный».
«Альбом записывали только-только сформированным составом, — вспоминает концертный «звуковик» АКВАРИУМА Саша Мартисов. — Музыканты, стиснув зубы, работали без комбиков, с какими-то странными барабанами. Это было тяжелое испытание для всех — АКВАРИУМ и технический персонал друг друга просто не понимали».
Когда все инструменты и вокал уже были прописаны, неожиданно выяснилось, что микшировать все это богатство на «Ленфильме» невозможно. Операторы не знали, как работает пульт.
Пришлось нести болванки на «Мелодию» к опытному звукорежиссеру Юрию Морозову.
Когда спустя некоторое время композицию «Летчик» перемастерили для французского сборника Boris Grebenchikov & Aquarium (1991 — 1994), слушателям стало понятнее, как именно представляли звук альбома музыканты.
«Рамзес» — один из самых любимых мною альбомов нового АКВАРИУМА. Наше посвящение мастерам психоделии 60-х. Сочетание точного изначального знания того, что должно получиться, и свободной импровизации во время записи. Плод слушания любимой музыки и страстного желания попасть в те же пространства, что и наши герои — «Битлз», Хендрикс и прочие божества.
Абсолютно гениальный по замыслу и аранжировкам альбом считается несовершенным по саунду, но я до сих пор люблю каждую его ноту, каждое слово. Ощущение чудесной атмосферы во время записи до сих пор живет во мне. А рождение «Отца Яблок» у ленфильмовского рояля — просто наглядное пособие по музыкальной импровизации.
Играл на флейте и органе-портативе в «Королевском утре» — как в открытый космос выходил. Хор мальчиков в «Летчике» должен был походить на пение ангелов, которое всегда звучало в нас, просто хотелось им поделиться». (Олег Сакмаров)
«На «Рамзесе» мы решили развернуться вовсю — как в России никто никогда не пробовал делать. Мы пошли на значительные расходы, чтобы сделать все по-настоящему. Выло желание сотворить что-то новое и нужное для нашей культуры — как будто мы одни вышли в большой мир, потом вернулись домой и попытались этот свой дом преобразовать. Я не хочу хвалить АКВАРИУМ, но тогда мы шли абсолютно против шерсти. В не слишком человеческих условиях мы пытались все делать по-человечески». (БГ)
Из книги А. Кушнира «Хедлайнеры»:
Ранним январским утром 2003 года я получил от БГ электронное письмо следующего содержания: Высылаю тебе твой текст по «Любимым песням Рамзеса IV» с рядом резких корректив. Как-то текст у тебя получился мрачным и скандальным. Все было не так плохо…
Комментарии Борис Борисовича меня не на шутку озадачили. Цитирую. «БГ-Бэнд» мог бы существовать и дальше, если бы они выносили друг друга, а не дрались, как только я выйду из комнаты , — описывал события 92 года Гребенщиков. — Березовой пил невыносимо, Петя Трощенков интересовался только собой, а Сакмаров что-то не поделил со Щуром и уговорил меня не играть с ним… После чего и последовала наша встреча с Титом… А то получается, что я интригами окончил «БГ-Бэнд». Это не в моем стиле, я прошу прощения!
Если исходить из этого эмоционально послания, действительно «все было не так уж плохо». Кто бы спорил? Лично я спорить не стал, внеся в текст про «Рамзеса IV» все необходимые правки. Антология ведь позиционируется как авторизованная — т.е. отражает позицию группы «Аквариум». И взгляды группы «Аквариум». А я — только ретранслятор. Нет проблем.


Mastered at Студия "Марафон"
Manufactured, Pressed by MPO
Distributed by ООО "Бомба Мьюзик"
Design Concept  БГ
Design Original Font Эдуард Громаковский
Design Original Release Павел Павлик
Mastered by for Vinyl Евгений Гапеев
Mastered by Original Release Анатолий Воробей
Mixed by:  Аквариум (01-07), А. Барашкин (08), Ю. Морозов (01-07)
Photography by Вадим (Д) Кондрадт


SoLyd Records
SLR LP A15
(C) BG, 1993, 2016
(C)&(P) SoLyd Records, 2016
BOMBA MUSIC
Производитель: MPO France Domaine de L'Orgerie. 53700 Averton, France
Оцифровка: mitay (rutracker.org)
СПАСИБО!!!



БОРИС ГРЕБЕНЩИКОВ. 2017 - РУССКИЙ АЛЬБОМ. LP (FRANCE)

 БОРИС ГРЕБЕНЩИКОВ. 2017 

 РУССКИЙ АЛЬБОМ. LP (FRANCE) 


SoLyd Records – SLR LP A14
Barcode (scaned): 4640004135719
Matrix / Runout (Side A, scratched): SLR LPA 14 A -LVC- MPO
Matrix / Runout (Side B, scratched): SLR LPA 14 B -LVC- MPO
Винил, LP, Стерео, 33 1/3,  Альбом,
Страна: РОССИЯ
Записан / Выпущен:  1992 / 2017
Жанр,стиль: Rock, Acoustic, Folk Rock,
mp3    320 кбит/сек. 142 Mb
Продолжительность:   40:36


СОДЕРЖАНИЕ:



СТОРОНА 1 
 
01. Архистратиг - 01:14
02. Никита Рязанский - 02:40
03. Государыня - 03:04
04. Ласточка - 03:51
05. Волки И Вороны - 08:15

СТОРОНА 2

06. Заповедная Песня - 03:05
07. Сирин Алконост Гамаюн - 03:56
08. Кони Беспредела - 06:01
09. Елизавета - 02:56
10. Бурлак - 04:03
11. 25 День Луны - 01:33


Все песни написаны Борисом Гребенщиковым
БГ = БГ + САКМАРОВ + ЩУРАКОВ + БЕРЕЗОВОЙ + РЕШЕТИН + ТРОЩЕНКОВ

БГ - вокал, гитара
Сергей Щураков - аккордеон, мандолина
Олег (Дед) Сакмаров - гобой и флейта
Сергей Березовой - бас
Андрей Решетин - скрипка
Петр Трощенков - ударные
+ Алексей П. Зубарев - акустическая гитара ("Кони Беспредела")
Вячеслав Гайваронский и Владимир Волков - трубы и контрабасс ("Сирин, Алконост, Гамаюн")
Петр Акимов - виолончель ("Сирин...")
Запись сделана в феврале 1992 года в Московском ГДРЗ Ольгой Горбуновой и Олегом Гончаровым
Мастеринг: Евгений Гапеев
Художество: Виталий Вальге
Фото: Вадим Кондрадт и Александр Липницкий


«Русский альбом» — второй сольный студийный альбом Бориса Гребенщикова (БГ), вышедший в 1992 году.
В записи альбома участвовали музыканты группы «БГ-Бэнд» — акустического формирования, организовавшегося после распада первого состава «Аквариума». Материал к альбому был написан приблизительно за пять месяцев во время поездок Гребенщикова с группой и в одиночку по всей России от Сибири до Соловецких островов. Работа над альбомом началась после Рождества 1992 года и проходила на протяжении января—февраля в Москве, в студии Дома Радиовещания на улице Качалова. В середине ноября 1992 года альбом был выпущен фирмой Сергея Курёхина «Курицца Рекордс» в виде виниловой пластинки без бонус-треков и без названий группы и самого альбома на обложке.
Борис Гребенщиков об альбоме:
Началось всё с «Государыни» и «Никиты». Мы сидели с Рюшей, Щураковым и Дедом в ДК Связи и впервые за много лет репетировали. Дедушка сказал: «Отчего бы нам не съездить с концертом в Казань?». Эта простая фраза повлекла за собой полтора года гастролей и коренной поворот в музыке.
Репертуар пришлось изобретать на ходу; часто — прямо перед концертом; нужно было оставить как можно больше пространства между собой и Аквариумом… За время весенне-летне-осенних гастролей и написался «Русский Альбом».
(Гребенщиков, Б. Б. Краткий отчёт о 16 годах звукозаписи. 1997)
«Русский альбом» стал первой пластинкой БГ после возвращения в 1990 году из Лондона и представил слушателям совершенно нового Гребенщикова. Композиции альбома основывались на русских песенных традициях и, таким образом, «Русский альбом» стал своеобразной смесью рока и фолка:
Пожалуй, единственным альбомом в истории советской музыки раннего периода  — если не считать каких-нибудь контркультурных акций, канувших в Лету, — имеющим какое-либо непосредственное отношение к тому, что именуется «dark-folk» или «folk noir», был «Русский альбом» Гребенщикова (который в ту пору увлекался творчеством Дэвида Тибета), наполненный заимствованиями и ссылками на Current 93 (так когда-то «Сергей Ильич» ознакомил население Страны Советов с «Cat Black» Болана), хотя как раз-то этот альбом как «дарк-фолк» совсем не воспринимается…
(Из статьи «England was burning… а Россия горит по-своему»)


Оформление обложки
Фото — Александр Липницкий, Андрей «Вилли» Усов.
Художник (оригинальная обложка альбома) — Виталий Вальге.
На лицевой странице обложки помещено изображение птицы с человеческой головой в орнаменте, выполненное Виталием Вальге. Очевидно, имеется в виду Сирин, Алконост или Гамаюн из записанной на альбоме композиции «Сирин, Алконост, Гамаюн». На обратной стороне обложки после списка песен присутствует расшифровка тогдашнего состава группы:
Также написано: «Спасибо Волкову, Гайворонскому и Зубареву».
 Звукорежиссура — Ольга Горбунова и Олег Гончаров.
Группа БГ благодарна А.Кайбиянену, без которого не было бы 1991 года,
А.Ершову за "Kurizza Records" А.Липницкому за крепкую мужскую дружбу
Великой русской реке Волге и всем ее партизанам Всем тем кто на небе
Великому русскому индейцу Острию Бревна (Олегу Гончарову) за беззаветную преданность звуку группы БГ

В 2016 году компания Bomba Music совместно SoLyd Records продолжила переиздание всех "естественных" альбомов Аквариума на тяжелом коллекционном 180-граммовом виниле.

Официальная легенда гласит: в знаменитой мансарде дома № 5 на улице Софьи Перовской (ныне – Малая Конюшенная) в Питере, где некоторое время жил Борис Гребенщиков, на стене висела фотография Александра Башлачёва. После трагической гибели СашБаша зимой 1988 года лидер «Аквариума» смотрел на это фото и размышлял, кто же теперь возьмёт на себя миссию сочинительства и исполнения песен с неискажённым русским фольклорным колоритом, кто потащит дальше этот трудноподъёмный мистический груз. Спустя два года Б.Г. оглянулся вокруг и окончательно понял, что кроме него это делать, по большому счёту, некому. Масла в огонь добавило увлечение иконописным искусством (с подачи экс-басиста «Звуков Му» Александра Липницкого) и факт чтения жития святых в засекреченной горной местности – в компании с молодыми рабочими, исполнявшими на семиструнных гитарах инструменталы из репертуара «Led Zeppelin», что позволило в итоге проклюнуться песне «Никита Рязанский». Благодаря этому озарению и начал разматываться песенный цикл, получивший название «Русский альбом».
Впрочем, нам с вами, во избежание излишнего упрощения, нужно отступить на время от трагической судьбы А.Башлачёва и перекинуть мост в чуть более давние времена, когда умами и душами соотечественников владело так называемое «поколение шестидесятников». И тогда мы ясно увидим очевидные образные параллели «Русского альбома» с фильмом Андрея Тарковского «Андрей Рублёв», и тогда мы расслышим в «Часовых любви» Булата Окуджавы (где «все – рядовые, ведь маршалов нет у любви») хорошо нам знакомых «солдатиков любви» БГ, и поэзия Андрея Вознесенского предстанет в удивительно родственном свете, равно как и пронзительно-вещие сказочные повести братьев Стругацких, и в памяти мгновенно всплывёт голос Владимира Высоцкого, исполнявшего в неповторимой протяжно-рокочущей манере написанную в 1975 году и звучавшую с магнитофонных плёнок фактически в каждом доме Советского Союза балладу «Купола», где:

…Птица Сирин мне радостно скалится,
Веселит, зазывает из гнёзд.
А напротив тоскует, печалится,
Травит душу чудной Алконост.
Словно семь заветных струн
Зазвенели в свой черёд:
То мне птица Гамаюн
Надежду подаёт!

Именно из этих корней, в контексте общекультурного влияния и, скажем, «Русских песен» Александра Градского, прорастала уникальная поэзия Александра Башлачёва, чью эстафету после возвращения из заграничных творческих скитаний в конце 1980-х годов столь одухотворённо принял Б.Г. – наряду, кстати, с целой когортой своих коллег по рок-сообществу, включая группы «Калинов мост», «Адо», «ДДТ», «Алиса», «Облачный край». Не забудем также и о фолк-шаманизме Егора Летова (как в рамках сольного творчества, так и в коллективном арт-проекте «Коммунизм»), и о плачах-прозрениях погибшей в мае 1991-го Янки Дягилевой, и о гениальном, опередившем своё время этно-роковом диске «Сделано в Белом» Инны Желанной и группы «Альянс», и о пронзительных фолк-балладах певца и композитора Андрея Мисина, сочинившего в тандеме с поэтом-песенником Сергеем Патрушевым шедевральные циклы «Чужой» и «Азъ Есмь». Не забудем, что и самой группе «Аквариум», весьма вольготно себя чувствовавшей в плоскости постмодернизма, никогда не были чужды русский фольклор и скоморошество, пробивавшиеся то в «Корнелии Шнапсе» и «Козлодоеве», то в угрюмой частушке «А меня били-колотили на дороге, во кустах, проломили мою голову в семнадцати местах», то в хороводной «Иван и Данило», выросшей из одноимённой сказки Б.Г., о которой мы уже вели речь. К 1991 году всё это цепко сплавилось с общей гнетущей атмосферой в разваливающейся на части советской империи, наложилось на свежеизданный концертный диск «As the World Disappears…» весьма в ту пору почитаемой Б.Г. английской дарк-фолковой группы «Current 93» под началом Дэвида Тибета, и нашло полномасштабное отражение в шедевральной работе, которая – видит Бог – переживёт нас с вами и будет волновать сердца нескольких последующих поколений, – в «Русском альбоме». В конце января 1991 года в Москву нагрянули сильнейшие морозы. У нас в школе в итоге даже отменили занятия, распустив по домам на неделю. Перед этим я должен был выучить и прочитать на конкурсе в каком-то районном дворце пионеров стихотворение Евгения Евтушенко «Афганский муравей». Мероприятие намечалось пафосное, меня даже официально на один день сняли с уроков. Но – не состоялось, хотя стихотворение это, не прозвучавшее публично, я помню наизусть по сей день! А ещё все в те дни как угорелые носились с обменом старых денег (у кого эти старые деньги ещё остались), так что жизнь вокруг бурлила событиями. В прессе сообщили о том, что в ДК МЭЛЗ на «Электрозаводской» сыграет серию концертов группа «Аквариум». Поскольку в ту пору «Аквариум» носил официальное звание «фаворита моей души», да и в памяти ещё не потускнели воспоминания о славном (каламбур, однако!) концерте «Наутилуса Помпилиуса» в «Горбушке» 20 декабря 1990-го, я потащил отца в кассу ДК МЭЛЗ за билетами на «Аквариум». И вообще, ДК МЭЛЗ был тогда местом культовым – там же в конце восьмидесятых проходила шумная презентация фильма «АССА», этот знаменитый, воспетый журналистами арт-рок-парад! Хотелось впитать в себя хотя бы частичку ещё не угасшей магии. Подъехали мы туда за билетами в субботу, 26-го января, но оказалось, что билеты будут только в понедельник. В понедельник вечером в тесном отсеке возле окошка кассы было не протолкнуться, но нас ждал сильный облом: билет даже на галёрку ДК МЭЛЗ стоил 20 рублей! Места получше стоили и вовсе четвертной. Для сравнения, на «Алису» и Джоанну Стингрэй в Лужниках билеты были по пять рублей… В общем, купили мы один билет, и пришлось мне вечером 9 февраля ехать на концерт в ДК МЭЛЗ одному. Всё это носило название «Дело мастера Бо» и позиционировалось как концерт лучших песен «Аквариума». Б.Г. предстал перед зрителями с абсолютно обесцвеченным хаером, эдаким Дэвидом Боуи. Одет он был в чёрную кожаную ковбойку поверх белоснежной рубахи с распахнутым воротом. Загадочно улыбался, надевая на плечо гитару. Кто-то сзади меня воскликнул: «БОЖЕ, ОН ОПЯТЬ ПОКРАСИЛСЯ!!!» — и это в моих ушах прозвучало авторитетно, мол, человек видел живого Б.Г. ещё тогда, когда тот покрасился В ПРОШЛЫЙ РАЗ. В фойе было не протолкнуться от кришнаитов, а на сцене в отблесках стреляющих по глазам телекамер стояли, загадочно улыбаясь, властители дум прогрессивной части тогдашней молодёжи. Мне повезло: это были фактически последние концерты классического «Аквариума» восьмидесятых, каким его знали и любили олдовые фэны. Уже 14 марта в Питере, на 10-летии Рок-клуба в «Юбилейном», Б.Г. расколотит большой барабан и гитару, и под совместное исполнение «Пригородного блюза» с доживающим последние месяцы Майком Науменко «золотой состав» группы «Аквариум» станет Легендой.


Летом 1991-го начали поступать интересные новости. 21 июля в Таллинне на фестивале «Rock Summer-91» Борис Борисыч в сопровождении обновлённого состава (особенно запомнились флейтист «Наутилуса Помпилиуса» и «Выхода» Олег Сакмаров в чёрной футболке с крупной белой надписью «NO SEX» и явно не избежавший джазового влияния супербасист Сергей Березовой) выдал несколько хитов, в числе которых были «Камни в холодной воде» с многажды упоминаемой птицей Сирин (весьма странно, что эта песня не вошла впоследствии в «Русский альбом»!), «Никита Рязанский» и «Ласточка». По горячим следам песни были показаны в эфире «Программы А», и стало ясно – грядёт нечто значимое. Вскоре стало известно, что новый проект называется «БГ-Бэнд» (видимо, по аналогии с группой «The Band», сопровождавшей с середины 1960-х величайшего фолк-рокера Боба Дилана). В августе произошла мрачная история с ГКЧП, завершившаяся триумфом свободомыслящих граждан и дала увесистый пинок под зад отжившему своё колоссу под названием СССР, и в те же дни в «Комсомольской правде» Артемий Троицкий разместил сообщение о смерти Майка Науменко… В это время «БГ-Бэнд» уже колесил по бескрайним просторам России с «Русским туром» (45 городов, 115 концертов!), непостижимым образом совмещая (если верить воспоминаниям покойного ныне Сергея Щуракова в книге «Сны о чём-то большем») мистическое православие с неизбежной выпивкой и «лёгким налётом экстази и ЛСД». Осенью я разыскивал в студиях звукозаписи новый альбом группы «Ноль» («Песня о безответной любви к Родине») и наткнулся на концертный бутлег «Песни капитана Воронина», который буквально перевернул сознание этими самыми песнями. К слову, по радио уже вовсю крутили сводящую с ума балладу «Волки и вороны», так что материальчик для будущего альбома проступал буквально на глазах — и было очень трудно представить, что это будет за полотно.
26 января 1992 года Б.Г. принял участие в грандиозном фестивале «Рок из Кремля», организованным Стасом Наминым в коммунистической цитадели – Кремлёвском Дворце Съездов. В числе других песен там была исполнена шедевральная вещь «Кони беспредела», которую, благодаря трансляции по радио «SNC», мне удалось сразу себе записать. А 26 февраля состоялся концерт в ДК 1-го ГПЗ, приуроченный к 10-летию группы «Странные игры», где «БГ-Бэнд» представил подробную версию уже записанного к тому времени «Русского альбома». Этот концерт, показанный в «Программе А» и завершившийся водружением взмокшего до нитки и потрясающего разбойничьей бородой Б.Г. на стул для исполнения песни «День радости», сразу вошёл в золотой фонд отечественного музыкального ТВ и, возможно, является самым известным и энергетически заряженным телеконцертом Гребенщикова.
В ноябре 1992-го на лейбле «Курицца Рекордс», основанном Сергеем Курёхиным, «Русский альбом» был впервые издан в виде виниловой пластинки. Розетка с птицей Сирин для обложки была взята с ворот Костромской церкви Покрова-на-Дебре, на самой обложке название группы и альбома отсутствовало (всё имелось только мелкими буквами на корешке), а внутренний разворот замечательный художник Виталий Вальге посвятил водному путешествию группы «БГ-Бэнд», сюжетно оттолкнувшись от библейской притчи об Ионе. В 1993 году увидела свет и концертная, расширенная версия программы, записанная в октябре 1991-го в Вятке – «Письма капитана Воронина». На песни «Никита Рязанский», «Государыня», «Елизавета» и «Бурлак» были сняты видеоклипы, самыми эффектными из которых лично мне кажутся клипы на «Государыню» и «Бурлака», где духовно экзальтированный Б.Г. поёт в полукруге пылающих свечей.
«Русский альбом» причисляют к дарк-фолку, кто-то склонен даже относить его к арт-роковому течению, его по праву называют в числе самых пронзительных и глубинных рок-пластинок отечественных 1990-х – как наиболее эталонный музыкально-поэтический цикл в потоке той самой «древнерусской тоски», хлынувшей наружу сразу после открытия шлюзов – едва рухнул не признававший подлинной духовной самобытности СССР. Эта пластинка — дорожный указатель в сторону корней, и не дело художника быть ответственным за тех, кто указатель этот затем по многу раз переворачивал, пока, плюнув, и вовсе не запутался в направлениях. Для меня это ещё и важное смысловое сопровождение не самого скучного периода моей жизни, славный саундтрек к эпохе больших надежд и, что там греха таить, чрезмерно радужных иллюзий. В нём – имена православных святых и слёзы утерянных чудотворных икон, в нём – древние, как мир, архетипы и звук шагов по ту сторону сознания, в нём – флора и фауна, сон мистика и бубен шамана, фавны и русалки, неразборчивый шёпот и прикосновение пальца к губам. Полный набор для тех, кто, уходя на дно, учится дышать под водой.


SOLYD RECORDS SLR LP A14
(С)  BG, 1984- 2016
(С)&(P) – SoLyd Records. 2016
Производитель: MPO France Domaine de L'Orgerie, 53700 Averton, France. 
ООО "Бомба Мьюзик"
Оцифровка: -  mitay (rutracker.org)
СПАСИБО!!!


среда, 5 февраля 2025 г.

АКВАРИУМ. 2022 - ТОР. LP (РОССИЯ)

 АКВАРИУМ. 2022 

 ТОР. LP (РОССИЯ) 


M2  – none
Barcode (Text): 4 620032 914203
Matrix / Runout (Side A): VRecords # 830 A
Matrix / Runout (Side B): VRecords # 830 B V3
Винил, LP, Стерео, 33 1/3,  Альбом,
Страна: РОССИЯ
Записан / Выпущен:  2020 / 2022
Жанр,стиль: РОК,
mp3    320 кбит/сек. 130 Mb
Продолжительность:   44:41


СОДЕРЖАНИЕ:



СТОРОНА 1 

01. Палёное Виски И Толчёный Мел - 04:16
02. Бой Баба - 04:36
03. Для Тех, Кто Влюблён - 05:23
04. Bernie & Ciaran - 03:26
05. Месть Королевы Анны - 03:50

СТОРОНА 2 

06. Вести С Елисейских Полей - 03:13
07. Двери Травы  - 03:11
08. Фавн - 10:46
09. Не Трать Время - 06:04
Все песни БГ, кроме (04) Bernie & Ciaran (Brian Finnegan)


БГ: голос, гитара, слайд
 А.Титов, A. Зубарев: гитара
B. Finnegan: Hute, whistle, 
L. Bradicy: drums, singing, 
A. Суротдинов: скрипка, 
аранжировка струнных
U. Тимофеев: саксофон, голос, 
Г. Гребенщиков:перкуссия
K. Туманов: клавишные,
Б. Брускин: клавишные
James Dalla well : keyboards, voices (02,05,06,07) 
Emre Ramazanoglu : programming and mixing (02,05) 
Sergio Brandao : Sac (01) 
Steve Cadd : drums (01) 
Радик Тюлюш : моринхур (01) 
Шашки Шалбалы : духовые (01)
Jeremy Scaccy : drums (02) 
Хор преп, Иоанна Армавирского (02) 
Juan Jose Mosalini : bandoneon (03)  
Comas Cudicsch : string arrangement and conducting (03) 
Jarlath Anderson : uilleann pipes (05) 
John Joe Kelly -bodhran (05) 
Danish Vyas : santoor (05) 
Simon Bass : orchestral arrangement (08) 
L.so/RPO orchestra (08) 
Phil Cunningham : Accordion (09) 
Запись: Пушкинская 10, СПб
 Studios Saint Germain, Paris  
The Barn, Richmond, 
Abbey Road Studios, London
Avatar studio, New York
Recordings; Dalla well,
J.Messina, M.Tumob, J. Boys
Mix : David Boucher, Jerry Boys  
Мастеринг : Борис Истомин
Producced by БГ
Сover Arc - Sarolta Ban
Аквариум посвящает этот альбом памяти Бориса Рубекина


Под маркой «Аквариума» предыдущий альбом Борис Гребенщиков выпустил в 2013 году. После этого вышли шикарные, но весьма мрачные сольники «Соль», «Время N» и «Знак Огня». И вот, наконец, в последний день кошмарного 2020 года состоялся релиз альбома «Тор», выхода которого поклонники ждали уже довольно давно. Можно немного поиронизировать, сказав, что к «Тору» Борис Борисович начал готовить слушателей еще на «Знаке Огня». В одной из лучших песен этой пластинки, «Не судьба», он поет: «Надвигается шторм, шторм – это я». Вот вам и «Тор», скандинавский бог грома и молний, обеспечивающий защиту людей от чудовищ. Песни ведь действительно помогают жить в трудное время.
Мне кажется неслучайным и выбор даты релиза альбома. В последний день года люди интуитивно надеются на то, что плохое останется в прошлом, вот вам и светлый альбом, в финале которого назидательно звучит мантра: «не трать время». Ну и день выхода, четверг, в странах германских языков посвящен именно Тору. Альбом «Тор» – это сборник интернет-синглов. Правда, многие из них для пластинки записаны заново, их звук отличается от ранних вариантов. Относительно новых произведений в сборнике три: инструментал «Bernie and Ciaran», потенциальный хит «Месть королевы Анны» и меланхоличная «Весть с Елисейских полей». В сборнике целиком представлен макси-сингл «Двери травы», вышедший ещё в 2017 году. Здесь же давно любимые слушателями и ожидаемые на пластинках «Паленое виски и толченый мел» и «Бой-баба», которую в свете борьбы за толерантность и гендерное равноправие того и гляди признают экстремистской. Но главный шедевр альбома – великолепный «Фавн» с восхитительной симфонией в проигрыше. Несмотря на то, что автор позиционирует «Тора» как очередной том «Истории Аквариума», звучит альбом на редкость цельно. В нем даже можно разглядеть концепцию. Например, если оттолкунться от «год уже запомнился своим количеством смертельных исходов» и закончить на «солнечный свет на этих ветвях – с нами ничего не случится», то получится весьма жизнеутверждающе, но через коронавирусную призму.
Борису Борисовичу, конечно, виднее, но на мой взгляд, альбом вполне можно включить в список «естественных». Это первая работа именно «Аквариума», записанная без Бориса Рубекина и, конечно, она сильно отличается от того, что было до его ухода. Но не в худшую сторону.


Manufactured by ООО "Ультра Продакшн"
Distributed by ООО «М2»
Pressed by Ультра Продакшн – 830
Accordion – Phil Cunningham (2) (09)
Arranged by, Conductor Tomas Gubitsch (03)
Engineer : J.Messina, М.Титов
Engineer, Mixed by J.Boys
Mastered by Борис Истомин
Mixed by David Boucher
Programmed by, Mixed by Emre Ramazanoglu (02, 05)
Запись: Пушкинская 10, СПб
Studios Saint Germain, Paris
The Barn, Richmond
Abbey Road Studios, London
Avatar studio, New York


(P)&(C) ООО «М2»
Изготовитель ООО "Ультра Продакшн"
Сделанно в Рссии
Оцифровка: mitay (rutracker.org)
СПАСИБО!!!